О порядке и хаосе: мусульмане и глобальные исторические процессы

8 Апрель 2014
1039

Во второй половине 20 века учёные Илья Пригожин и Герман Хакен, изучавшие различные физические неравновесные системы, выявили закономерности переходов таких систем из одних состояний в другие. Эти процессы сопровождаются изменением упорядоченности, мерой которой является энтропия.

Рост энтропии означает увеличение беспорядка в системе. В классической физике иллюстрацией этого обычно является разрушения пирамидки, составленной из кубиков. Один из смыслов понятия «зульм» (араб. ظُلْمٌ), означающего совершение зла: несправедливости, жестокости, – это нарушение порядка, увеличение хаоса, «разбрасывание кубиков». Другими словами, творить «зульм» означает увеличивать хаос в этом мире. Так мы можем увидеть связь исламских понятий с современной теорией познания материального мира.

Внесение зла через нарушение порядка, через принцип «Разделяй и властвуй» происходит в наши дни с уже другими системами – целыми странами. Разрушение системы приводит к высвобождению большого количества энергии. Уровень жизни населения резко опускается, жизненная энергия тратится на поиск врагов внутри или поиск ресурсов для выживания вовне. Взяв эти процессы под свой контроль, можно попытаться управлять искусственно вызванным хаосом, поддерживая какую-либо из сил оружием, деньгами, военными инструкторами, специалистами по диверсиям. Этим и занимаются политические недруги нашей страны.

 Человеческий нафс – эго – без настоящей Любви к Аллаху превращает любовь к своему народу в фашизм, любовь к расе – в расизм, любовь к религии – в радикальное сектантство. Национализм и вера в Бога – это могучие силы, которые без Божественной Любви могут стать разрушительными и богопротивными. Так, в России мусульманские народы, будучи активными, нередко становятся объектами в деструктивных антироссийских проектах сторонних международных сил: радикальные исламские секты, сепаратистские настроения. Через вовлечение в подобные глобальные геополитические сценарии разрушается настоящая вера мусульман. Очевидно, чтобы жить и развиваться экономически, социально, необходимо быть интегрированными в общество, в котором мы проживаем. Гораздо сложнее это сделать в период политической и гражданской нестабильности. Поэтому верующим надо постараться не стать обманутыми, не поддаться эмоциям и, в конечном итоге, не быть втянутыми в гражданское, политическое и военное противостояние за чуждые нам интересы. Высокая нравственность Пророка (мир ему и благословение) поможет мусульманам стать центрами спокойствия, мира, здравомыслия и терпения.

Ещё более непростая ситуация у мусульман за рубежом. Сохранить веру в Аллаха в современных условиях становится трудным во всех странах мира. Радикальные идеи насильственного переустройства мира вступают в противоречие с настоящим Исламом, в основе которого лежит искренняя любовь к Создателю, Его Посланнику (мир ему и благословение). Духовные наследники Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорят мусульманам: «Объединяйте людей в благом».  Различая добро и зло, мусульмане должны вставать на позиции добра, не поддаваться аргументам сторонников наших политических оппонентов. Вместо того чтобы ругать темноту, надо зажечь свечу.

 У российских мусульман сейчас есть возможность сохранить и укрепить свою веру, своё национальное своеобразие, идя по пути Ислама, освобождённого от вековых взаимных обид, ненависти, уязвлённого самолюбия. Для этого не надо противостоять кому-либо с позиции силы, но объединяться в благом с другими проживающими здесь мусульманскими и немусульманскими народами. Именно исламские ученые помогают верующим мусульманам пройти через испытания, поборов свой нафс – животную часть души, прийти к настоящему Повелителю миров – Всевышнему Аллаху, почувствовать любовь к Нему. Это ощущение – лишь отражение в наших сердцах Любви Аллаха к своим творениям. Махабатулла – любовь к Аллаху, которая наряду с богобоязненностью (таква) лежит в основе искренности, восходящего к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).

Взаимодействие мусульман с русским народом, активное участие в созидательном труде, направленном на развитие нашего общего государства во всех сферах жизни: экономике, науке, культуре, спорте – предпочтительнее самоизоляции или ничего неделания с проклятиями в адрес «кафиров и мунафиков». Такая конструктивная доброжелательная позиция даёт возможность почувствовать представителям других культур и вер особое состояние в сердце мусульманина – искреннюю любовь к Аллаху, что поможет возникновению и укреплению симпатии и взаимного уважения. Ведь высокомерие и чувство религиозного, национального, расового превосходства только отпугивают людей. Построить справедливое, духовно и культурно гармоничное общество в России – это дело, угодное Аллаху, перед которым в Судный день каждый из нас будет держать ответ за свои поступки, намерения и мысли.

Абдулла Алиев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.