Мудрые ответы на сложные вопросы

23 Июнь 2015
7340

Муфтий Дагестана шейх Ахмад-хаджи Абдулаев в Санкт-Петербурге провел встречу с молодежью. На мероприятии собралось более двухсот человек, молодые люди стояли в проходах между рядами, многие пришли целыми семьями, чтобы увидеть и услышать шейха. Мусульмане Северной столицы с нетерпением ждали визита уважаемого гостя и не скрывали своей радости. Каждый хотел задать вопрос, сказать несколько слов муфтию. И чаще всего это были слова благодарности за визит. Ахмад-хаджи Абдулаев признался, что тоже рад встрече, ведь это возможность из первых уст узнать, чем живет дагестанская молодежь.

Самым эмоциональным моментом стало приветственное слово муфтия, которое тронуло сердца присутствующих. В нем он признался в любви ко всем мусульманам. «Я вас очень люблю. Люблю, как родных детей, как родных братьев, и желаю вам того, чего желаю себе и своей семье», – сказал муфтий Республики Дагестан шейх Ахмад-хаджи Абдулаев. После таких теплых слов присутствующие настроились на душевный доверительный разговор.

Первый вопрос, прозвучавший из зала, был таким:

– Уважаемый муфтий шейх Ахмад-хаджи, что побудило Вас приехать в Петербург?

Шейх Ахмад-хаджи Абдулаев ответил:

– Если сказать откровенно, у меня была одна цель – встретиться с вами, узнать вашу обстановку, другой цели не было. (В зале прозвучали дружные продолжительные аплодисменты.) В течение 2–3 дней моего пребывания в Петербурге я увидел, как ваши «старшие» беспокоятся, переживают за вас, думают о том, чтобы у вас все было хорошо, – продолжил муфтий. – Мы тоже ждем вас, ждем хороших специалистов. Вы в Петербург приехали по разным причинам – кто учиться, кто работать, и будете возвращаться квалифицированными работниками и специалистами, в которых нуждается Дагестан. Постарайтесь оправдать доверие, которое вам оказывают.

У представителей молодежи было много вопросов из различных областей, всем хотелось получить ответ мудрого наставника. Девушки рассказали, что в учебных заведениях многим сестрам запрещают носить хиджаб, но снимать платок они не хотят, и попросили заступиться за них перед университетскими преподавателями. Так одна из студенток спросила:

– Я не первый раз сталкиваюсь с тем, что в учебных заведениях нам запрещают носить платок. По поводу этого возникает много дискуссий. Ведь есть строка в Конституции РФ, есть Устав университета, но и у меня есть мои религиозные обязанности. Подскажите, как мне быть?

Шейх Ахмад-хаджи Абдулаев ответил:

– С более сложным вопросом я, кажется, не сталкивался. Вот что я могу сказать вам. Платок нужно обязательно носить. Этого никто не может отменить. Но за ваш платок должны беспокоиться те, кто сейчас сидит в президиуме, они являются официальными представителями Дагестана, которые защищают интересы дагестанцев за пределами республики. А если они не в состоянии защитить, то должны сказать: «Мы извиняемся и эстафету передаем другим, тем, кто способен». А вам я предлагаю носить платок в учебном заведении до тех пор, пока вопрос не дойдет до исключения, если до этого времени вас не смогут защитить. Но до исключения не нужно доводить.

Муфтий Дагестана и присутствующие на мероприятии сотрудники Представительства РД в Санкт-Петербурге пообещали помочь в решении вопроса, заверив, что к каждой ситуации должен быть индивидуальный подход. Единственное, что требуется от мусульманок, – это обращаться за помощью, не молчать о своих проблемах. Как подчеркнул Исагаджи Османов, член Общественного совета ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, официальный представитель ДУМД в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе, они помогают девочкам, учащимся в начальной школе, не говоря уже об университетах. В Санкт-Петербурге ученица третьего класса платок не сняла, хотя администрация школы носить его запрещала. Магомед Омаракаев, заместитель постоянного представителя РД в Санкт-Петербурге,  сказал, что готов встретиться с руководством вуза, тем более что такие встречи уже проводились в студенческом городке, и подчеркнул: «Кто хочет носить платок в институте, те его носят». Также М. Омаракаев сообщил: «В Санкт-Петербурге запущена программа, по которой в ближайшее время планируют выявить точное  количество студентов-мусульман, составить списки учащихся, а затем в каждом вузе среди парней и девушек назначить ответственных, которые на месте могли бы оперативно реагировать на различные возникающие вопросы. Но если проблема более серьезная, мы готовы встретиться с администрацией вуза».

Немало вопросов к уважаемому муфтию было посвящено взаимоотношениям между представителями различных религий в многоконфессиональном городе. Глава «Содружества молодежи Дагестана» Расул Абдулхаликов рассказал, что довольно плотно общается не только с мусульманской молодежью, но и с христианами и иудеями: «”В содружество молодежи Дагестана” в основном входит дагестанская мусульманская молодежь, но мы в своей деятель-ности взаимодействуем с ребятами, которые являются не только мусульманами, но и христиа-нами, иудеями. Мы строим диалог на основе уважения».

Муфтий РД сделал наставление о необходимости братства, хорошего отношения между представителями всех религиозных конфессий. Он подчеркнул, что в своей работе тоже старается проводить мероприятия, объединяющие и сплачивающие народы Северного Кавказа, благодаря чему представители различных религий живут в мире и согласии: «К примеру, с первого дня моей работы муфтием у меня сложились хорошие отношения с иудейской общиной, с православными христианами. Вы хорошо знаете, в Дагестане разногласий на религиозной почве никогда не было. И вы продолжайте в том же духе, Шариат этому не препятствует».

На встрече были и представители других диаспор и религиозных конфессий. Внимание присутствующих привлек вопрос христианина, женатого на мусульманке. Раб Божий Пантелеймон, как он сам представился, рассказал, что узнает много нового о религии, видит немало общего в Священных писаниях, однако сталкивается и с некоторыми трудностями, в основном связанными с неприятием такого брака православными священнослужителями.

Вопрос от Пантелеймона звучал следующим образом:

Уважаемый шейх Ахмад-хаджи, я представитель христианства. Моя жена – мусульманка, и как нам вместе жить? Я узнаю много нового о религии, хожу в православную церковь, а моя жена совершает намаз, все, как полагается. Но есть трудности, с которыми мы сталкиваемся, потому что жена чувствует себя неловко. Некоторые православные священники считают, что брак с мусульманкой – это грех. С такими людьми я стараюсь не общаться, стараюсь избегать их. Например, жертвоприношение Авраама, сына Исаака, и жертвоприношение Исмаила – это же, скорее всего, одно и то же событие. И хотелось бы, чтобы мусульмане и христиане могли вместе совершать богослужения, потому что говорим-то мы об одном и том же, просто немножко на разных языках. Спасибо. Раб божий Пантелеймон.

Муфтий Дагестана пояснил, что на Пантелеймона и его жену обращают внимание из-за того, что таких семей мало. И сказал, что нужно, чтобы подобных браков было как можно больше. Шейх Ахмад-хаджи Абдулаев предложил Пантелеймону уважительно относиться к своей супруге и посоветовал признать пророка Мухаммада (мир ему) – пророком, ведь его жена признает и почитает Иисуса (Ису, мир ему) пророком, и сказал, что после этого любовь супруги к нему увеличится, а окружающие люди предъявлять какие-либо претензии перестанут. Также муфтий подчеркнул, что этот совет будет действовать до следующей встречи, а потом ему ответят по-другому, с большими разъяснениями.

Совершенно ясно, что муфтий РД ответил Пантелеймону согласно ситуации, которая сложилась в данный момент в данном случае, а предлагая признать пророка Мухаммада (мир ему), он желал еще больше приблизить его к Исламу.

Ответ также показывает, что Ахмад-хаджи не стал открыто говорить о решении данного вопроса, на которое явно указывает Коран, и попытался смягчить ответ в надежде на принятие Пантелеймоном Ислама, так как тот со своим вопросом пришел на встречу с муфтием мусульман, и утверждает, что избегает общения со священниками, которые однозначно отрицают действительность его брака. Если бы муфтий прямо сказал, что этот брак – зина, и они совершают грех прелюбодеяния, то это способствовало бы еще большему отдалению спрашивающего от Ислама и вообще от религии.

Для меня, как человека образованного, понимающего основные положения Ислама и что такое иносказание, речевой оборот и т.д., непонятно одно: почему некоторые восприняли ответ муфтия буквально и яростно бросились его обсуждать?

А ведь надо не забывать: в данном случае шел диалог между муфтием мусульман и последователем христианства, который уже состоит в светском браке с мусульманкой. Муфтий попытался, не напугав запретами Шариата, приблизить его к приходу в Ислам, так как этот человек уже вступил в брак и не отказался от него из-за запретов своей веры. Слова же муфтия «побольше бы таких браков» я понял так: побольше бы в таких браках такого развития понимания между супругами, ведь, к сожалению, в целом по России подобных браков немало. И даже подумать немыслимо, что муфтий, говоря «побольше бы таких браков», не знал, что это запретно. Нет, наоборот, он прекрасно знает это, значит, он имел в виду другое: то есть браков, в которых жены приведут мужей в Ислам. А если бы вместо Пантелеймона вопрос задавала его супруга, то ответ прозвучал бы иначе.

Ответ муфтия, на первый взгляд, выглядит противоречащим признанному мнению в Шариате, что мусульманка ни при каких обстоятельствах не может выйти замуж за иноверца. Однако это ли говорит муфтий на самом деле?

Что ясно из вопроса Пантелеймона?

Первое: он уже избегает общения со священниками, которые сказали ему, что его брак с мусульманкой невозможен.

Второе: он желает сохранить союз с женщиной, с которой уже состоит в светском браке.

Между тем, браком такой союз не называется, эти отношения называются внебрачными. Но муфтий говорит: «…нужно как можно больше делать такие браки». О каких браках идет речь? По поводу данного высказывания многие ошибочно предполагают, что имеются в виду браки между христианином и мусульманкой. Однако муфтий далее сам разъясняет, о каких браках идет речь. Он сказал: «Она же признает пророка Ису (Иисуса, мир ему), вы тоже признавайте ее пророка – пророка Мухаммада (мир ему). И она вас еще больше полюбит, и другие люди предъявлять вам какие-либо претензии перестанут». То есть муфтий фактически призвал его принять Ислам, а когда он станет мусульманином, его союз с той женщиной можно узаконить согласно Исламу, и вот таких браков должно быть больше – означают слова муфтия.

Учитывая то, что вопрос задает христианин, который стал избегать христианских священников из-за их слов, что его брак недействителен, муфтий дал ему ответ в такой форме, чтобы он не стал избегать и мусульман, и побудить в нем интерес к Исламу. Подобное объяснение к ответу муфтия подтверждает и то, что завершил свой ответ он словами: «Давайте попробуем до следующего моего приезда вот таким путем (т.е. чтобы Пантелеймон признал пророка Мухаммада, мир ему), потом по-другому ответим, ин шаа-ллах». После того как цель будет достигнута – Пантелеймон примет Ислам, тогда и будет дан ему ответ в более ясной форме.

Отвечая так на вопрос, муфтий разъяснил христианину, как возможно узаконить его брак и не подвергнуться порицанию окружающих, а также постарался не оттолкнуть его от Ислама, вынося прямое решение по этому вопросу.

Всем известно, что муфтий РД шейх Ахмад-хаджи афанди более 15 лет преподавал исламское право, знает Коран и преподавал тафсиры, является большим специалистом в этой области, он избранный муфтий республики, известной на всю Россию как республика алимов – знатоков Шариата и канонов Ислама. И будет преступным думать, что он не знал ответа на данный вопрос, или считать, что его слова имели какой-либо другой смысл, кроме того, что мы разъяснили.

На встрече обсудили и разногласия, которые, к сожалению, возникают между самими мусульманами – на почве неверных трактовок слов различных ученых. В потоке бесчисленных видеозаписей, аудиолекций и публикаций человеку без религиозного образования ориентироваться порой непросто. Муфтия Дагестана спросили, как понять, каких ученых следует слушать, а каких нет, и кого признавать представителями так называемого экстремизма? Ахмад-хаджи афанди посоветовал прислушиваться к дагестанским ученым-богословам, объясняя это тем, что на всю Россию Ислам распространился через Дагестан. А также шейх Ахмад-хаджи предложил искать ответы на вопросы на сайтах Islam.ru и Islamdag.ru.

Досточтимый шейх Ахмад-хаджи Абдулаев признался, что всегда с замиранием сердца следит за новостями и переживает, если в негативном ключе говорят о кавказцах и дагестанцах, также он подчеркнул, как важно сохранить и поддержать хороший имидж дагестанцев. Муфтий Дагестана обратил внимание присутствующих на то, что, находясь вдали от родины, дагестанцы, как и  другие мусульмане, должны соблюдать все требования религии, и прежде всего - совершать намаз пять раз в день, несмотря на большую занятость на работе или учебе. Также было отмечено, что всех, кто проживает за пределами республики, всегда ждут в родном крае, квалифицированные сотрудники в Дагестане  нужны и находятся на особом счету.

На мероприятии звучали нашиды (религиозные песнопения) в исполнении представителей газеты «Ас-салам».

Встреча завершилась коллективным фото, которое очень обрадовало собравшихся, а также вознесением мольбы к Создателю.

Этот визит надолго останется в сердцах петербургских мусульман. Все, кто посетил мероприятие и имел возможность услышать выступления муфтия, еще долго будут осмысливать каждое сказанное им слово и находить в каждом наставлении огромную мудрость. Для Петербурга большая честь принимать столь высокого гостя. Весь дагестанский народ, проживающий в Северной столице, объединил свои усилия, чтобы организовать визит на высшем уровне, братья и сестры стали одним целым организмом, готовым откликнуться на любую просьбу.

Азиз Мичигишев,

главный редактор газеты «Ас-салам»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.