Памяти великого имама Шамиля

4 Февраль 2017
4148

Развитие исламских наук в Дагестане и роль имама Шамиля в укреплении исламского образования

4 февраля 2017 года исполняется 146 лет со дня кончины имама Шамиля. Великий имам отдал всю свою жизнь за укрепление единства Дагестана, и за повышение уровня образования среди горцев. Именно в повышении уровня всеобщего исламского образования мы находим огромный вклад имама Шамиля. Тот уровень знаний, который был в Горном Дагестане до возникновения ваххабизма на Аравийском полуострове, полностью соответствовал всем махзабам и уровню знаний в самом халифате. Именно этот уровень знаний и защитил Дагестан от проникновения чуждого исламу учения в наш край и предопределил весь ход истории. В этом и есть великая заслуга трёх имамов.

Слово Дагестан в переводе с персидского означает «Страна гор», что лишний раз доказывает, что наш край всегда был ориентирован на Восток. Исторические связи, общность интересов, схожесть культур и традиций во многом определили будущее Дагестана уже в раннем средневековье. Ислам, возникший как религия на Аравийском полуострове в VII веке[1], уже в первые десятилетия своего распространения дошел до Дагестана, в частности, до Дербента.

В 642-643 гг. состоялся первый поход арабов на территорию Дагестана во главе с полководцем Сураком бин Амир[2]. С этого времени велась активная исламизация Страны гор. Ученый энциклопедист Назир ад-Дургели пишет о распространении ислама в Дагестане как о «следствии деятельности муджахидов, завоевателей, путешественников в эпоху исламского государства, когда Багдад был центром ислама»[3].

В X-XVI вв. Дагестан имел экономические, политические и другие контакты с Багдадом, что способствовало посещению мутаалимами центра халифата и дальнейшего укрепления ислама на родине ученых. Дагестанцы в поисках знаний посетили практически все города и страны халифата, от Мекки до Самарканда. Учёные Дагестана начали преподавать по образцу медресе в арабских странах, что стало основополагающей программой для обучения исламским наукам. Лишь к XV веку ислам укрепился на всей территории Дагестана.

К XVI веку в Дагестане были признанные всем мусульманским миром ученые, общеизвестные медресе и мечети. Одним из ведущих являлось цахурское медресе. «По сообщению арабского географа Закарии аль-Казвини, Цахур в XIII веке был городом большим и главным в стране Лакзан; расположен он в шести переходах от Гянджи и имеет 12000 дворов. В нем медресе, основанное в 1075 году сельджукским визирем Низам аль-Мульком; при медресе имеется учитель и факихи… Рассказывают, что они перевели «Компедий Музани» на цахурский язык и «Книгу имама Аш-Шафии», и занимаются они ими обеими. Отсюда вышли первые представители ученого мусульманского духовенства, известные даже за пределами края — в Золотой Орде, Бухаре и Багдаде»[4].

В цахурском медресе обучались выходцы из Нагорного Дагестана, открывшие впоследствии на своей родине подобные медресе. В цахурском медресе учился основоположник первого в Нагорном Дагестане медресе высшего уровня Шабан-кади из Обода, учитель Мусалава из Кудутли, Абубакара из Аймаки, Хасана из Кудали и других великих ученых[5], которые приложили огромные усилия по утверждению шариата и искоренению адатов (обычаев) из жизни горцев.

В это же время «на дагестанских языках ученые разработали письменность, основанную на арабской графике»[6], что дало огромный толчок всеобщему исламскому просвещению. Постепенно стала развиваться и духовная литература, в основном, поэзия. Исследователь Испагиева справедливо отмечает: «Первыми дагестанскими поэтами тоже были богословы, выросшие на богатых традициях науки и литературы народов Востока, что и обусловило влияние восточной культуры на молодые литературы народов Дагестана»[7].

Абдурахман из Казикумуха в своей «Книге воспоминаний»[8], написанной в 1869 году в Тифлисе и в настоящее время являющейся письменным памятником, посвящённым Кавказской войне XIX века, подробно описывает науки, которые изучалисьв то время в Дагестане, а также приводит биографические данные известных ему ученых. Автор пишет: «В Дагестане имеют распространение двенадцать наук: морфология, синтаксис, метрика, логика, теория диспута, законоведение, толкование Корана, жизнеописание Пророка (мир ему и благословение Аллаха), суфизм, риторика (стилистика, поэтика), или ал-мухадара и хуласа»[9]. Что касается учёных, то практически в любом уголке Дагестана были свои учёные-богословы, муфтии, кадии, мухтасибы.

Вывод напрашивается сам собой: образование в Дагестане ценилось выше любого мирского достатка. Наличие библиотеки характеризовало горца как стремящегося к знаниям мусульманина. Особо ценились переписчики Корана и шариатских книг. Практически во всех медресе практиковалась переписка изучаемых книг[10]. Так, к началу XX века каждый учитель и алим имел солидную библиотеку, в которой порой находились редчайшие издания по исламскому праву и другим наукам. «Культ книги в старом Дагестане приводил в изумление многих исследователей. Каждый, уважающий себя муталим (ученик) любыми средствами собирал библиотеку»[11]. К сожалению, большая часть таких библиотек была уничтожена в годы воинствующего атеизма.

Всеохватывающее обучение наукам объясняется тем, что для преподавания не требовалось особых помещений или зданий, в большинстве случаев уроки проводились в мечети. Конкретное расписание занятий не составлялось. Любой учитель (алим) мог по своему усмотрению и возможности обучить того или иного ученика. «Религиозной школе Дагестана была свойственна наиболее ранняя, исторически сложившаяся индивидуально-групповая система обучения»[12]. В этом плане поучителен пример Абусуфьяна Акаева (1872-1931) из Нижнего Казанище, который после окончания садово-полевых работ проводил пять месяцев в горах Аварии в поисках наук[13]. Кроме того, изучение исламских наук не предусматривает разделения по социальным сословиям. Прийти учиться мог любой желающий. «Не было у них социальности отбора, учились вместе дети богатых и бедных»[14]. Так, сын визиря хунзахского хана Алисканди из Гоцатля — одного из богатых и влиятельных людей того времени в Дагестане — Хамзат-бек, будущий имам Дагестана — одиннадцать лет учился в селении Чох вместе с другими учениками[15]. Эти и другие факты подтверждают, что в Дагестане, особенно в его горной части, были созданы все условия (соответственно времени) для получения знаний. Конечно, условия по нынешним меркам были суровые, но тяга к знаниям брала верх над всеми неудобствами.

***

К началу XIX века на мусульманском Востоке начала укрепляться так называемая «фундаменталистская» идеология, основанная Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом, сегодня известная как ваххабизм[16]. Отношения аль-Ваххаба с эмиром аль-Саудом и многолетние кровопролитные войны на территории Хиджаза привели к созданию Королевства Саудовская Аравия и переоценке исторических ценностей, в том числе и изучаемых книг и наук. Эти перемены сказались на исламской жизни не только окраин халифата, но и вышли далеко за его пределы, что впоследствии привело к разрушению халифата. Проникновению в Дагестан ваххабисткого учения противостоял мощный пласт наук, который укрепился здесь со времён сподвижников и табиинов.

К тому времени в Дагестане были свои учёные, которые могли самостоятельно проповедовать основы ислама на самом высоком уровне. Назир ад-Доргели пишет: «Выдающийся ученый Мухаммад Мурад ал-Казани в своей «Истории» сказал относительно биографии шейха Ибрахима-эфенди: «Его арабский язык был совершенным, потому что он изучал его в Дагестане, который стал очагом этого языка, особенно в упомянутое время»[17]. В Дагестане получили исламское образование и многие татарские ученые.

***

Условия учёбы великих имамов — Газимухаммада и Шамиля — ничем не отличались от приведенных выше. Говоря об уровне знаний, мы можем констатировать тот факт, что имама Шамиля признал весь исламский мир не только как государственного деятеля, но и как великого ученого и шейха накшбандийского тариката. Наиб имама Шамиля Иманмухаммад Гигатлинский в своей «Хронике об истории имамата» пишет: «Внешние науки усвоил этот Шамиль от крупнейших ученых того времени, которые были подобны морю, к примеру, от превосходного Саида Араканского, также от других учёных. После этого углубился в отрасли науки, а особенно в правоведение (фикх) и основы (усул). Как результат, стали для Шамиля красноречие и риторика как бы частью его природы: «Если складывал он стих, то создавал жемчужное ожерелье, если творил прозой, то как будто бы цветы рассыпал».

Что касается скрытых наук, то к их усвоению будущий имам Шамиль обратился позднее. Он познал их от святого Газимухаммада — имама, который был обновителем религии (мужаддид).

Шамиль встал на путь тариката. Со временем взошел он на ступень (дараджа) шейхства и стал, таким образом, одним из шейхов накшбандийского тариката…»[18].

Назир из Дургели в своей работе пишет: «Третий имам Шамиль, сын Дингав Мухаммада ал-Гимрави ад-Дагистани, известный как имам Шамиль. Он родился в пределах 1212 г. (1797-98 гг.) в селении Гимры Хунзахского округа (мудирийа), что на реке Койсу. Селение богато фруктами, виноградом и хурмой. В юности он учился у великого и знающего ученого Са'ида ал-Аракани. Шамиль стал соратником известного имама Газимухаммада. Вместе с Газимухаммадом он отправился в Верхний Яраг Кюринского округа, принял накшбандийский тарикат у шейха Мухаммада-эфенди, который (получил наставление) от шейха Хасмухаммада аш-Ширвани, а он — от Исма'ила ал-Кюрдамири, который (в свою очередь) получил от известного имама тариката Халида ал-Багдади. (Газимухаммад и Шамиль) оба получили иджазу от Яраги и вернулись в Гимры.

В юности своей оба героя скрывались в селе от людских взглядов, занимались науками и набожностью, пребывая в нём некоторое время…

…Имеется много знаменитых жизнеописаний (Шамиля) (сира) и биографий (тарджама), пространных и подробных. Люди стали интересоваться всем этим, перевели на другие языки. Его стали хвалить все ученые и знатные люди разных стран и городов. Они признали его шейхом ал-исламом, имамом ад-дином и обновителем веры (муджаддид). Все его войны велисьв соответствии со справедливым шариатом.

Его восхвалял выдающийся богослов, один из ученых Египта Ибрахим ал-Баджури и истинный ученый Шихаб ад-дин Марджани ал-Казани и другие.

Выдающийся ученый Хасан ад-Дамийати аш-Шафи'и, преподаватель медресе в Мекке, сказал в своем рисала, которую он посвятил жизнеописанию имама Шамиля-эфенди: «Одним словом, то, что надлежит шейху Шамилю, — это благоразумие. Самое истинное — следовать ему без сомнения и подозрения. Кто не послушен ему — слабый лжец, упрямый обманщик». Это небольшаярисала, которую упомянутый автор послал имаму Шамилю при его жизни относительно сражения в крепости Чох в 1265 году. Этому сражению дали похвальные отзывы и выдающийся учёный Ахмад ибн Мухаммад ад-Дамйати аш-Шафи'и, мударрис мечети Масджид ал-Харам, и выдающийся ученый Ахмад ибн Саййид Баси аш-Шафи'и, (также) преподаватель ал-Масджид ал-Харам. Среди них много известных (людей)»[19].

Саид-афанди (к.с.) в книге «История пророков» посвятил отдельную главу распространению ислама в Дагестане. Это очень содержательный и исторически выверенный рассказ о первых походах арабов на Дагестан и о дальнейшем становлении религии на Кавказе. Автор также рассказывает о трех имамах Дагестана и описывает освободительную борьбу горцев, акцентируя внимание на отдельных боевых схватках. Говоря об имаме, устаз пишет: «Шамиль был справедливым имамом, которого признали люди, видевшие множество его караматов. Он был оплотом дагестанцев, которому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поручил обновить шариат. Он был учёным, понимающим Коран и Сунну, обладателем красивого нрава, чьи слова не расходились с помыслами. Он был шейхом, подготовленным для наставления людей на истинный путь, наследником Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и обладателем совершенных тайных знаний. Шамиль был правителем, которого вели за руку наставники и который презирал лицемеров и растоптал неверие.

Шамиль, как лев, всегда был в переднем ряду, среди тех, чьи сабли были наточены, готовый прийти туда, где разгорался бой. Это был храбрец, наделенный превосходным талантом военачальника, и в поединках не нашлось ему достойного противника. Он был предводителем бесстрашных воинов, каждый из которых мог в одиночку сражаться с сотнями неверных. Шамиль был известным в народе героем, который воевал 25 лет, не вкладывая саблю в ножны. Шамиль — правитель, который всю свою жизнь отдал борьбе за свободу Родины»[20].

Это доказывает тот факт, что имам Шамиль был признан всем мусульманским миром. Биографы имама отмечают, что знания он получил у дагестанских ученых, в основном из Аваристана. Как известно, первым учителем имама Шамиля был Газимухаммад, который тоже учился в Дагестане. В книге «Имам Шамиль» Магомед Гамзаев пишет: «Газимухаммад был мутааллимом в селениях Гимры, Каранай, Унцукуль, Чиркей, Индирей, Тарки, Араканы и др.…»[21]. В этой же книге говорится, что «в детстве Шамиля обучил чтению Корана брат его матери. По достижении десятилетнего возраста отец отправил Шамиля учить исламские науки к жившему по соседству Газимухаммаду. С малых лет как братья вместе бывали Газимухаммад и Шамиль. Они вместе отправились изучать науки к Хаджимухаммаду из Ирганая, затем — к Саиду из Араканы. Также Шамиль учился в селах Буцра, Тануси, Кудутль, Чиркей, Хахита и Балаханы»[22].

Историки отмечают огромную роль имама Шамиля в распространении религиозного образования, в укреплении ислама и шариата в Дагестане[23].

Имам освобождал от участия в газавате мутаалимов и преподавателей. Для изучения ислама он создавал все условия. Так, например, его друг и мужаддид Загалав из Хварши только один раз принимал участие в газавате (битва за Аргвани), остальное время преподавал в отдаленном от боев селениях Хваршии Тинди науки шариата. Одновременно у Загалава учились выходцы из 120 различных сел Дагестана. Таких образовательных центров в Имамате было несколько: Гидатль, Карах (Чарода), Гигатли и другие. Если сравнить число алимов до начала газавата в Дагестане и после, то к концу войны учёных и медресе было намного больше. Это подтверждает то внимание, которое уделялось имамом развитию наук. В концу 50-х годов XIXвека в Дагестане в каждом селении, входившем в имамат, проводились уроки в мечетях, каждое село имело своего кадия.

Магомедрасул Омаров,

информационно-аналитический центр «Фикр»

 

[1] «Когда он (Мухаммад. — Авт.) достиг сорокалетнего возраста, в пещере Хира' ему явился Джибрил. Произошло это в понедельник 17-го числа месяца Рамадан, на сорок первом году его жизни (6 августа 610 г.). В то время его возраст согласно лунному календарю составлял 40 лет, 6 месяцев и восемь дней»: Шауки Абу Халил. Атлас биографии Пророка. Земли. Народы. Вехи. — М.-СПб: ДИЛЯ, 2008, с. 62.

[2] Разаков Р.Ч-М. История Дагестана. — Махачкала, 2011, с. 420.

[3] Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых. — М.: Марджани, 2012, с. 23.

[4] ru.wikipedia.org/wiki/Цахур

[5] Омаров М.-Р. Богословы Дагестана. — Махачкала: Рисалат, 2009.с 18.

[6] Саидов М.С. Возникновение письменности у аварцев / Лингвистический сборник «Языки Дагестана»: Дагестанская база академии наук СССР / Труды ИИЯЛИ, с. 136-142.

[7] Испагиева Б.Г. Реалистические тенденции дореволюционной аварской поэзии: дис. … канд. филолог. наук. — Махачкала: ДГУ,1985 с. 14.

[8] Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний. — Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1997, с. 238.

[9] Там же. С. 85.

[10] Омаров М.-Р. Богословы Дагестана. — Махачкала: Рисалат, 2013, с. 26.

[11] Эльмурзаева З.Д. Преемственность и взаимовлияние религиозного и светского в формировании духовной культуры Дагестана: дис. … канд. филос. наук. — Махачкала, 2006, с. 40.

[12] Расулова З.М. Образование и воспитание в имамате Шамиля: дис. … кан.— Махачкала, 2000, с. 21.

[13] Омаров М.-Р. Философ, суфий, поэт (Абусуфьян из Казанища (1872—1931): IslamDag.ru/lichnosti/2219

[14] Расулова З.М. Образование и воспитание в имамате Шамиля: дис. Соискание кандидатской степени — Махачкала, 2000, с. 23.

[15] Дадаев М. Имам Хамзат-бек (Кавказская война): IslamDag.ru/istoriya/2481

[16] ru.wikipedia.org›Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб.

[17] Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых. — М.: Марджани, 2012, с. 23.

[18] Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У. Хроника Иманмухаммада Гигатлинского — текст XIX в. Об истории имамата. — Махачкала, 2010, с. 35-36.

[19] Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых. — М.: Марджани, 2012, с. 88—92.

[20] Саид-афанди аль-Чиркави. История Пророков. В 2 т. Т. 2. — Махачкала: Нурул Иршад, 2010, с. 310.

[21] Гамзаев М. Имам Шамиль. — М.: Тарих, 2009, с. 16. На авар. языке.

[22] Там же. С. 54.

[23] Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1989, с. 43.

 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.