Падение нравов

24 Ноябрь 2009
1524
Темнота - это отсутствие света, зло - отсутствие добра

Даже те, кому осталось, может,

Пять минут глядеть на белый свет,

Суетятся, лезут вон из кожи,

Словно жить еще им сотни лет.

А вдали, в молчаньи стовековом

Горы, глядя на шумливый люд,

Замерли, печальны и суровы,

Словно жить всего им пять минут.


Расул Гамзатов

Падение нравовНравственный подход - это метод управления деятельностью людей на основе практического внедрения в общественное сознание и быт фундаментального закона развития человеческой природы: не навреди себе, ближайшему окружению, обществу и природе, соблюдение баланса материальных и духовных устремлений и действий, прав и обязанностей перед обществом.

Нравственное учение основывается на естественном развитии человеческого рода, которое оно стремится постичь с помощью исторического предания и естественного разума. Наш образ мысли, наши речевые обороты, наши фундаментальные моральные убеждения, наше отношение к жизни и смерти, наши представления о правах и обязанностях человека, наши взгляды на взаимоотношения полов, наши понятия об ответственности, вине, справедливости и равенстве являются общими, и определяют нашу культуру.

У современной молодёжи изменилось отношение ко всему, что её окружает - к обществу, жизни, семье, родителям, друзьям и т.д. У многих даже неадекватное восприятие реальности, мутированное, носящее идеи зла, не признающие общечеловеческие нормы морали. Большая часть молодёжи ведет разгульный образ жизни, пропагандирует свободную и беспорядочную любовь, употребляет алкоголь и наркотики,  не уважает родителей. Сегодняшняя молодёжь следует гедонистическому учению (древнегреческое философское учение, где целью жизни и высшим благом признается наслаждение; добро определяется как то, что приносит наслаждение, а зло - как то, что влечёт за собой страдание).

Деньги стали смыслом жизни, ради них люди готовы на всё и жертвуют всем, что они имеют, а порой и своей религией. Люди становятся более жестокими и алчными, постепенно теряя остатки морали. Отсутствует милосердие и понимания взрослыми младших, и неуважение и грубость младших по отношению к старшим. Современный человек не готов жертвовать собой ради благополучия других. Например, ещё двадцать лет назад редко можно было встретить человека, который отказал бы в помощи нуждающемуся. В наше время помощь оказывают лишь тогда, когда это выгодно. Выгоду ищут и в приобретении друзей, обращая внимания на их финансовое положение. В телевизоре показывают развращённую молодёжь и называют её «элитой», говоря обществу, что это нормально, а ведь благодаря этому растёт посещение непристойных мест. Таким образом, у человека формируется с детства искажённое представление о том, что хорошо, а что плохо, и, соответственно, меняется его мировосприятие. Человек начинает воспринимать себя не совсем адекватно: ему кажется, что вызывающее, наглое и грубое поведение,  это модно, это востребовано! Подобные действия создают массовый ажиотаж, это ведет к обострению человеческих отношений, человек становится эгоистом.

Основной причиной падения нравов является бездуховность, люди забыли Бога и перестали жить в согласии с духовными законами. Из этого рождается разобщённость людей, непочитание отца и матери, своевременное незаключение браков, потеря доброты, вежливости, уважения и т.д. С ростом бездуховности человеку всё легче совершать большие грехи, не говоря уже о малых. Родители деградируют как воспитатели своих детей и не проводят ту необходимую работу, которую нужно проводить с человеком в начале его становления, не уделяют внимание духовной нравственности, не рассказывают о Создателе, о религии, о добродетелях, способных восхитить и привлечь каждого. Не поощряют хороший поступок, но зато спешат с критикой. Не стоит забывать, что всё вложенное в подростке - от родителей. Родители мало интересуются, где и как их дети проводят время. То же самое происходит и в общеобразовательных учреждениях. Ведь учебный процесс - это, прежде всего, воспитательный процесс, а большинство современных педагогов забыло об этом. Решению этой проблемы, в первую очередь, будет способствовать страх перед Господом, в котором заключается спасение и отдаление от зла. Истинная вера снимает с ума оковы невежества, предрассудков и заблуждений, которые человек наложил сам на себя по причине своего безволия и слабости. Человек порой не замечает, как вера, выступая в качестве светильника, идет впереди него. Благодаря ей человек правильно идёт по жизни, предчувствуя что-то несомненное, действительное, на что он в настоящий момент не находит ответа, а лишь может утверждать: «должно быть», «как мне представляется», «в этом что-то есть» и т.д.

Вера как бы комментирует, разъясняет человеку смысл непонятного и раскрывает внутреннюю сущность действительного.

Всевышний  в Коране говорит:

 إِنَّ الله مَعَ الذين اتقوا والذين هُم مُّحْسِنُون

(Смысл) «Поистине Аллах с богобоязненными людьми и с теми, кто совершает благие дела» (сура «Нахл», аят 128).

Также этому будет способствовать закрытие непристойных заведений, запрет на продажу алкоголи. Увеличение числа лекций-проповедей для студентов, обучение основам религии в учебных заведениях. Воспитание подрастающего поколения с целью его участия в общественной и культурной жизни в соответствии с критериями нравственности. Проведение глубоко продуманных и взаимосвязанных мероприятий; взаимодействие государственных и общественных мер, а также мер экономического, воспитательного и культурного характера в сочетании, если это необходимо, с мерами принуждения, играющими вспомогательную роль, при ликвидации причин и условий, способствующих совершению правонарушений или преступлений. Своевременное реагирование общественности на те или иные проступки, аморальное поведение с целью не допустить более глубоких конфликтов с обществом, ведущих к нарушениям закона и правопорядка. Следование высказываниям Корана и хадиса, призывающих воспитывать в себе хороший нрав.

Аллах в Коране говорит:

لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِى رَسُولِ الله أُسْوَةٌ حَسَنَة

(Смысл) «Посланник Аллаха являет собой прекрасный пример для вас» (сура «Ахзаб», аят 21).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми» (Ат-Тирмизи).

В другом хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) говорит: «Я был послан только для того, чтобы довести достойные нравы до совершенства» (Байхаки).

Необходимо находить общий язык с людьми, придерживаться принципов взаимопонимания, взаимодоверия. Желая каждому того, что желаешь себе, как говорит Пророк (мир ему и благословение): «Не совершенствуется вера того из вас до тех пор, пока не пожелает он брату своему того, чего желает себе» (Бухари и Муслим).

Если жить согласно призыву хадиса и Корана, то каждый спокойно и с удовольствием будет выполнять свои  обязанности, а цивилизация достигнет процветания. Поскольку нравственность играет большую роль в жизни всех народов.

Для всего человечества образцом является любимец Аллаха наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), он обладал самыми лучшими качествами. Если мы будем соблюдать исламские ценности, то, несомненно, общество будет высоконравственным и счастливым. В обратном случае общество будет деградировать всё больше и больше. Поэтому этика и мораль - это не просто какая-то выдумка, это необходимое условие, способствующее нормальному развитию и выживанию общества.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит: «Когда вы увидите что-либо, что противоречит Шариату, то измените это рукою, если рукой не можете – то словом, если и так не в силах - тогда сердцем». Если каждый из нас будет призывать к хорошему, это будет способствовать приобретению нравственных качеств.

Пока человек жив, у него есть возможность задуматься и переосмыслить свои поступки, изменить жизнь к лучшему. Все люди ошибаются, безгрешны только пророки. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Каждый человек ошибается, но достоин похвалы тот из вас, кто, осознав свою ошибку, пытается её исправить». Имам аль-Газали в одной из своих книг пишет: «Как вы приучились совершать грех, так приучитесь и каяться после греха». В другом хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто раскается в грехах, подобен тому, кто не совершал греха».

Много есть случаев, как люди вели аморальный образ жизни, а затем раскаялись и стали жить  согласно исламским канонам. Давайте постараемся оказаться в числе кающихся и жить согласно нравственным критериям. Пусть Аллах нам поможет стать носителями нравственности и распространять её! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.