К проблеме «самоизоляции» мусульман от общества

14 Декабрь 2016
2601

В своих предыдущих статьях мы неоднократно отмечали уникальную особенность Ислама, заключающуюся в его диалектической природе. Это свойство позволило религии Всевышнего Аллаха адекватно отвечать на вызовы времени. Развитие научно-технической сферы западного общества сопровождалось процессом восприятия мусульманами высших достижений прогресса науки. Например, правоверные, живущие в самых отделенных городах и селах, получили возможность использовать Интернет для прослушивания проповеди исламских алимов.

Автор статьи с большой радостью слушает блестящие проповеди и хутбы шейхов: Али Джифри, Хасана Али, Загира Махмуда и Нуман Али Хана. Необходимо отметить высочайшее мастерство авторов, когда они аргументируют свои выводы, защищают те или иные положения Ислама. Эмоциональность выступлений, когда всем понятно, что слова выражают самые сокровенные мысли мусульманских учителей, не могут оставить равнодушными. В этих выступлениях звучит такая человечность, любовь, проникновенность, доброта и душевность, что словами нельзя передать, и поднимаются важнейшие для современного Ислама проблемы.

Хотелось бы остановиться на очень жизненной теме проповеди Нумана Али Хана «Мудрость в призыве», которую можно выразить понятием «изоляционизм мусульман». В этом, как всегда блестящем выступлении, речь идет о призыве к Исламу. То есть Али Хан учит тому, как культурно, мягкостью и любовью всей души привлекать немусульман к религии Аллаха. Причем он обращает внимание на те проблемные факторы, которые сдерживают процесс увеличения численности мусульман. Одним из самых важных факторов автор считает изоляционизм. Оно выражается в стремлении части мусульман, особенно наших сестер, самоизолироваться от остальной части общества, в котором они живут.

Например, такую не свойственную нравственности мусульман тенденцию среди татар и башкир Поволжья, традиционно исповедующих Ислам, выражает понятие, как «Без – мосолманнар!». Переводится оно как «Мы – мусульмане!» и часто звучит в разговоре между мусульманками.

Вроде, ничего примечательного, умещается в рамки обыкновенного разговорного лексикона. Однако необходимо иметь в виду внутреннюю значимость данной фразы. Она подчеркивает выделение проповедующих Ислам сестер из обычной среды. «Мы – мусульмане!» означает, что речь идет именно о тех людях, которые верят в Аллаха, выполняют требования пяти столпов религии и безупречно исполняют правила ибады.

В этом нет ничего предосудительного, истинный мусульманин должен отличаться выполнением требований и канонов монотеистической религии. Все дело в интонации этой фразы, в которой проявляется определенное самовозвышение. По нашему мнению, если даже нет никакого замаскированного самовозвеличивания, выделять себя из общества, акцентируя внимание на том, что ты – верующая, не соответствует нравственности мусульман.

Дело в том, что, согласно учению Пророка Мухаммада (), сдержанность является первостепенным качеством правоверных. А вот скромность и смиренность в повседневном поведении на работе и в быту, безропотное принятие добра и зла были бы истинной пропагандой Ислама среди простых людей.

В Коране Всевышний в аяте 13 суры «Аль-Худжурат» сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ ذَكَرٍ وَأُنْثَىٰ وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا ۚ إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

(смысл): «О люди (это обращение ко всему человечеству)! Поистине, Мы создали вас из (одного) мужчины Адама и (одной) женщины Хаввы и сделали вас разными народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. Поистине, самый почтенный [лучший и достойный в этом мире и Ахирате из вас пред Аллахом – самый остерегающийся грехов и наказания Аллаха). Поистине, Аллах – знающий, сведущий о явном и скрытом!» (сура «Аль-Худжурат»: 13)

Этот известный даже среди немусульман аят имеет принципиальное значение потому, что дает основу для налаживания взаимоотношений между мусульманами и другими этноконфессиональными сообществами.

Здесь четко звучит тезис о том, что народы должны знать друг друга, то есть вести дружеский диалог, обмениваться информацией, достижениями в разных сферах социума. Здесь нет никакого намека на то, что мусульмане получают какие-либо преимущества перед другими народами. Лишь только благочестие, что означает высочайшую нравственность, высшие душевные качества, выражающиеся в Милостивости, Любви, Добре, Терпении, Всепрощении и Умиротворении, может выделить личность и народы перед Аллахом. Причем не перед иными сообществами, а только перед Самим Всевышним.

В этом месяце празднуют Мавлид – прекрасное рождение Пророка Мухаммада (). Здесь некоторые мусульмане также находят повод для самовозвеличивания, что выражается в понятии «Пейгамбэребез» («Наш Пророк»). По сути, эти уважаемые сестры и братья «приватизируют» Посланника Аллаха Мухаммада (), так как акцентируют внимание на том, что он «Наш». Если бы такой позиции придерживались простые мусульмане, закончившие медресе, было бы понятно.

Однако тенденция самоизоляции, когда Пророк Всевышнего () признается принадлежащим только правоверным, свойственна и мусульманской интеллигентской элите. Например, в «Татарском мусульманском календаре» за 2016 г., изданном в Казани, в месяце Раби аль-авваль написано «Сэхэб Пыйгамбэребез сыйфатлары», что переводится как «Качества нашего Пророка».

В данном случае у нас возникает вопрос, если Пророк Аллаха () «принадлежит только мусульманам», то перед кем же он выступал со своими революционными проповедями? Посланник Всевышнего () послан ко всем людям на Земле, чтобы внедрить высокие нравственные качества, среди которых – скромность, смиренность, отказ от самовозвеличивания и гордыни.

Сам шейх Али Хан, критикуя «изоляционизм» части мусульман, приводит 70 аят суры «Аль-Исра», где написано:

وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ وَحَمَلْنَاهُمْ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَرَزَقْنَاهُمْ مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَفَضَّلْنَاهُمْ عَلَىٰ كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقْنَا تَفْضِيلًا

(смысл): «Поистине, Мы возвысили потомков Адама над остальными созданиями (даровав им разум, знания, речь и другое) и носили Мы их на суше и на море [подчинили им животных и суда], и наделили их благами [плодами, злаками, молоком…], и даровали им большое преимущество пред многими, которых Мы создали». (сура Аль-Исра: 70)

Сыновья Адама – это все люди прошлого, сегодняшнего и будущего, все они представляют пространство для призыва Пророка Мухаммада () и его последователей. Таким образом, Посланник Аллаха () принадлежит всему человечеству, а не только мусульманам, которые, уже усвоив ибаду и адаб, служат Аллаху, честь и хвала им!

Если мы получили от Всевышнего Аллаха Его милость и возможность служить Ему душой и телом, безупречно выполняя каноны ибады и адаба, то у нас одна забота – каждое мгновение помнить это, благодарить Аллаха и никогда не забывать 18 аят суры «Лукман»:

وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحًا ۖ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ

(смысл): «И не отворачивайся от людей надменно (кривя свою щеку) и не ходи по земле высокомерно. Ведь Аллах не любит всякого гордеца [высокомерного] и хвастливого». (сура Лукман: 18)

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.