Ислам как религия природосбережения

21 Январь 2017
1841

Причина всех наших деяний всегда и во всем – воля Всевышнего, что выражает собой вселенский закон. Поводом для этой статьи стала информация о смоге во Владивостоке. Воздух в городе достиг такой степени загрязнения, что больным людям запрещалось выходить на улицы. Предпосылка классическая – на 600 тысяч горожан приходится 400 тысяч автомобилей. Именно выхлопные газы этих машин создают проблему для слабых и пожилых людей.

Блестящее доказательство религиозного принципа: «За все придется платить!» Только в данном случае плата за ошибки и погрешности людей следует сразу, в этой жизни. Стремление получить дешевые японские и корейские авто для жителей приморского города обернулось потерей здоровья и другими проблемами. Бесконечные требования нафса (эго), попытка удовлетворить требование гордыни в виде получения престижной машины затмевают первозданные знания о необходимости беречь природу родной Земли.

Здесь автору вспоминается принцип отношения мусульман к природе, известный в далекие советские времена. Он звучит примерно так: «Нельзя срубить даже одно дерево без необходимости!».

Необходимость – это обеспечение наших жизненных требований: условия труда и быта, обеспечение семьи, потомства. И ничего более! Покупка алмазных браслетов вдобавок к уже имеющимся, замена хорошего, но простого автомобиля на более дорогую и престижную машину – все это не входит в число необходимых вещей. Без них можно быть очень счастливым, довольным Аллахом, собой и судьбой, потому что все перечисленные вещи не дают человеку ни здоровья, ни гармоничную семью, ни спокойствие души и разума, ни долголетия. Наоборот, гонка за иллюзорными материальными богатствами вредит душе и телу личности, вызывая комплекс страданий, несчастья и раннюю смерть.

Так нет же! Нафс постоянно шепчет человеку – купи, купи, купи! Чтобы твоя душа гордилась обманным счастьем, чтобы завидовали соседи и родственники. Естественно, при этом разум «молчит» о том, что по божественным законам за все необходимо платить. Плата за эксплуатацию природных богатств особенно значима. Ответственность людей за трату земных ресурсов отражена в аяте 72 суры «аль-Ахзаб»:

إِنَّا عَرَضْنَا الْأَمَانَةَ عَلَى السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالْجِبَالِ فَأَبَيْنَ أَنْ يَحْمِلْنَهَا وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا وَحَمَلَهَا الْإِنْسَانُ ۖ إِنَّهُ كَانَ ظَلُومًا جَهُولًا

(смысл): «Поистине, Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность [обязанность исполнять то, что Аллах повелел и отстраняться от того, что Он запретил], но они отказались нести её [взять на себя эту ответственность] и побоялись её [что не смогут исполнить это]. Но понес её человек [Адам и его потомство], ведь он [человек] является несправедливым по отношению к себе и невежественным [не представляет, что его ожидает в итоге]». (сура Аль-Ахзаб: 72)

Данный аят выражает принципиальную критику лозунга советских времен, который гласил: «Человек – царь природы!». Лозунг совершенно необоснован, ибо люди, как высшие творения Аллаха, получили великую обязанность быть ответственными за сохранность природы планеты Земля. Человек не может властвовать над тем, частью чего он является. Принцип отношения к нашей природе, как к бездонной кладовой для обогащения людей, был обоснован в Европе в условиях кризиса католичества. Все народы исповедовали веру в мудрость природы, сформировали бережное отношение к Земле. И только атеистическое мировоззрение создало иждивенческое отношение к природе.

Последствия такого эгоистического и потребительского взгляда на природные ресурсы за полторы тысячелетия до экологических катастроф современности конкретно изложены в аяте 71 суры «Аль-Муъминун»:

 وَلَوِ اتَّبَعَ الْحَقُّ أَهْوَاءَهُمْ لَفَسَدَتِ السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ وَمَنْ فِيهِنَّ ۚ بَلْ أَتَيْنَاهُمْ بِذِكْرِهِمْ فَهُمْ عَنْ ذِكْرِهِمْ مُعْرِضُونَ

(смысл): «А если бы истина последовала за их прихотями [если бы Аллах предписал неверующим то, что соответствует их желаниям], то непременно расстроились бы небеса и земля и те, кто в них [нарушилось бы их устроение]. Но Мы пришли к ним с упоминанием о них [с Кораном, где упоминается о них], но они от упоминания о них [от Корана] отворачиваются». (сура Аль-Муъминун: 71)

То, что «расстроились бы небеса и земля» на языке науки называется «глобальными экологическим проблемами», знают и ученики начальных классов. Начиная с 1960-х годов, когда руководители Римского клуба выступили о тревожных симптомах в природе, правители государств начали обращать внимание на проблемы природосбережения. Согласно сообщениям СМИ, природные катаклизмы усиливаются с каждым годом, «зимние дожди» в России уже стали обыденным явлением. Это только «цветочки»: каких сюрпризов нам ожидать зимой и летом, скоро увидим, ибо западные общества последовали «за их страстями». То есть за материальными благами в виде роскошных коттеджей, больших автомобилей и всякого рода вещей, радующих глаза и низшую часть души.

В аяте 41 сура «Ар-Рум» уже пятнадцать веков назад Всевышний предупреждал современное общество, которое все больше страдает от природных катаклизмов:

ظَهَرَ الْفَسَادُ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ بِمَا كَسَبَتْ أَيْدِي النَّاسِ لِيُذِيقَهُمْ بَعْضَ الَّذِي عَمِلُوا لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ

(смысл): «Появилась порча [беды, катастрофы, болезни] на суше и море по причине того, что приобрели руки людей [по причине грехов, совершаемых людьми], чтобы дать им вкусить часть того, что они натворили [чтобы наказать их за некоторые грехи, которые они совершили уже в этом мире], чтобы они покаялись и вернулись к повиновению Аллаху». (сура Ар-Рум: 41)

Однако нафс человека, слушая нашептывания шайтана, не желает воспринять мудрость Аллаха. Люди не перестали посещать Таиланд после страшного цунами, унесшего сотни жизней. Быть может, это было явным предупреждением Всевышнего людям за то, что эта страна славится детской проституцией, может, это – обыкновенная случайность. Каждый человек выбирает свой вариант ответа и, соответственно, будет отвечать в Судный день перед Творцом.

Однако в природных катаклизмах погибают не только те, кто совершает харамные дела. В автокатастрофах умирают и пешеходы, сознательно стремящиеся сохранить чистый воздух; в наводнениях погибают чистые душой и телом; засуха вызывает гибель целых племен. Поэтому все люди на Земле, каково бы ни было их мировоззрение, ответственны за сохранность нашей природы.

При этом нет более эффективного средства формирования природосберегающей деятельности людей, чем каноны Ислама. Да, уроки экологии в учебных заведениях, деятельность общественных и государственных структур играют значительную роль в спасении природы Земли. Однако не было и не будет лучшей методики воспитания мировоззрения природосбережения, чем изложенная информация Священного Корана. Никакие кандидатские и докторские диссертации, многотомные научные исследования не могут воспитать глубокую убежденность в своей ответственности за судьбу природы Земли. Только личность, с молоком матери усвоившая принцип бережливости и уважения в природе, изложенный в Коране, может быть гарантией ее сохранности.

Это потому, что Писание мусульман формирует такую любовь ко всему сотворенному Всевышним, что верующий просто не способен быть расточительным. У нас вызывают трепет и самые глубокие душевные эмоции эти аяты Корана, выражающие величественную роль Аллаха в создании природы:

وَهُوَ الَّذِي أَنْزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجْنَا بِهِ نَبَاتَ كُلِّ شَيْءٍ فَأَخْرَجْنَا مِنْهُ خَضِرًا نُخْرِجُ مِنْهُ حَبًّا مُتَرَاكِبًا وَمِنَ النَّخْلِ مِنْ طَلْعِهَا قِنْوَانٌ دَانِيَةٌ وَجَنَّاتٍ مِنْ أَعْنَابٍ وَالزَّيْتُونَ وَالرُّمَّانَ مُشْتَبِهًا وَغَيْرَ مُتَشَابِهٍ ۗ انْظُرُوا إِلَىٰ ثَمَرِهِ إِذَا أَثْمَرَ وَيَنْعِهِ ۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكُمْ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ

(смысл): «Он [Аллах] – Тот, Кто низвел с неба [с облаков] дождь. И затем Мы вывели [произрастили] благодаря ей всякую растительность. И Мы вывели из нее зелень [молодые побеги], из которой затем выведем зерна, расположенные в ряд [подобные колосьям злаков]. И выводим Мы из пальм, из их завязей, гроздья, свисающие низко. И выводим Мы сады из винограда, и маслину [оливковые деревья], и гранаты, которые похожи друг с другом на вид и не похожи на вкус. Посмотрите, о люди, на результаты этого, когда они [эти растения] приносят плоды и когда они созревают! Поистине, в этом однозначно содержатся ясные знамения для людей, которые веруют в Всевышнего Аллаха». (сура Аль-Ан‘ам: 99)

Как не может мудрый человек рубить сук, на котором сидит, так и личность, прочитавшая эти божественные строки, не сможет смотреть на природу, как на источник обогащения. Таким образом, воспитание мировоззрения природосбережения в современных условиях возможно только в рамках исламской религии.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.