Постепенность в Исламе как основа его жизнестойкости

13 Март 2017 22

То, что многие исследователи, даже всемирно известные мыслители, не могли и не могут понять истинную природу и функции Ислама, объясняет многие заблуждения современности относительно сути мусульманства. Ярким примером данного тезиса выступает оценка учения Пророка немецким философом Георгом Гегелем. Один из самых грамотных исследователей христианской религии, отличающийся способностью к глубочайшему анализу духовной сферы личности, он не смог определить будущее Ислама. К сожалению, великий философ не сможет в этом мире увидеть уникальное Возрождение мусульманства, которому он предрёк скорый крах. В том, что, несмотря на нынешнее непростое время, Ислам имеет конструктивно-прогрессивное будущее, у нас нет сомнений.

По мнению автора, «загадочность» мусульманства, его недоступность западным исследователям объясняется отсутствием правильной методики анализа этой монотеистической религии. Дело в том, что эти учёные изучают Ислам как уже созревшее социокультурное явление, у которого нет потенциала развития. В этом-то и скрыто величайшее заблуждение Гегеля и многих других мыслителей. Ислам – религия бесконечного развития и усовершенствования. Прогрессивный процесс продолжится до Судного дня, когда наша Вселенная, подчиняясь божественным законам астрофизики, завершит своё бытие.

Ислам – это религия постепенности и эволюционного развития. Всем известен один из главных принципов Ислама: «В религии нет принуждения!». Поэтому мусульманство имеет фундаментальное отличие от учения большевиков, которые провозглашали главным достижением окончательной цели – построения коммунизма. Для них использование насильственных революционных средств было нормальным методом достижения цели. Однако всё, созданное путём насилия и страха, согласно божественным законам бытия, рано или поздно завершается полным крахом. С большевизмом так и случилось.

Ислам же, имея почти полуторатысячелетнюю историю, имеет энергию дальнейшего развития во имя Всевышнего и людей, следующих Его путём, потому что религия Аллаха главным признает прогрессивное движение вперёд, постепенное нравственное совершенствование личности и уммы. Такая методика служению Всевышнему в Исламе выражается в следующем аяте Священного Корана:

ادِلْهُمْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُادْعُ إِلَىٰ سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ ۖ وَجَ

(смысл): «Призывай людей к пути Господа твоего, о Мухаммад, с мудростью и добрым увещеванием, а с теми, кто не согласен, веди споры наилучшим образом – с явными доводами, мягко и по-доброму» (сура Ан-Нахль:125).

Здесь чётко выражается мысль о том, что мусульманин должен призывать к пути Аллаха, который есть средство нравственного развития. Путь – это постоянное движение, изменение и развитие, такова судьба истинного правоверного, который никогда не сможет сказать, что он уже достиг совершенства. Он может только двигаться к самой вершине нравственного развития, ибо окончательная победа человека над нафсом невероятно трудна. Только с соизволения Всевышнего, стремясь «…на путь Господа…», личность может заслужить бесконечную милость Аллаха и получить счастье Рая.

Ярким примером принципа постепенности Ислама, посредством которого Аллах формировал новую нравственность арабов, ставших примером для подражания для всех мусульман мира, выступает процесс воспитания трезвого образа жизни миллионов. Вначале Творец передал Пророку Мухаммаду следующий аят:

يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ ۖ قُلْ فِيهِمَا إِثْمٌ كَبِيرٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ وَإِثْمُهُمَا أَكْبَرُ مِنْ نَفْعِهِمَا

(смысл): «Они спрашивают тебя, о Мухаммад, об опьяняющем [вине] и азартной игре. Скажи: "В них обоих – великий грех, вред для веры и некая выгода для людей, но грех их – больше пользы"» (сура Аль-Бакара: 219).

Всевышний в аяте чётко выражает диалектику противоположностей: спиртное характеризуется как единство противоположностей – пользы и вреда. Однако аят доносит конкретную информацию Аллаха, согласно которой алкоголь есть греховное явление.

Следующий аят конкретизирует волю Творца: нельзя потреблять спиртное во время служения Ему. Если иметь в виду, что намаз – это обязательное условие, второй столп Ислама, то аят передаёт запрет спиртного, хотя пока оставляет лазейку для склонных к нему:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَقْرَبُوا الصَّلَاةَ وَأَنْتُمْ سُكَارَىٰ حَتَّىٰ تَعْلَمُوا مَا تَقُولُونَ

(смысл): «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите» (сура Ан-Ниса: 43).

Кстати, советские атеисты использовали этот аят для критики Ислама, считая, что мусульманство разрешает алкоголь. Однако они сознательно пропускают третий аят, который не оставляет никаких надежд для пьянства:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنْصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُو إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَنْ يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ ۖ فَهَلْ أَنْتُمْ مُنْتَهُونَ

(смысл): «О вы, которые уверовали! Поистине, опьяняющее (всё, что затмевает разум), азартные игры, жертвенники (камни, на которых многобожники совершают жертвоприношение) и принятие решения по стрелам являются мерзостью из числа деяний шайтана, которые он разукрасил. Сторонитесь же этого, чтобы получить большую награду. Шайтан желает лишь разжечь среди вас вражду и ненависть при помощи опьяняющего и азартных игр и отклонить вас от поминания Аллаха и совершения намаза» (сура Аль-Маида: 90-91).

Вот он – приговор спиртному во всех его проявлениях и алкоголизму как последствию употребления одурманивающих средств. Исламские историки пишут, что после провозглашения Пророком Мухаммадом этого великого аята по улицам городов целый день текли потоки вина.

Не зря среди татар и башкир, мусульман Волго-Уральского региона России, распространена принцип: «Аракы – шайтан сидеге» («Водка – дьявольская моча»). Такая оценка очень точно выражает смысл 91 аята данной суры. Нет никаких сомнений в том, что пьяный человек полностью лишается разума и становится рабом своих природных инстинктов – нафса. Тогда и начинается «торжество» Иблиса: практически всё, что он «нашепчет» пьяному, тот выполнит.

Вся трагичность происшедшего становится ясна утром, когда протрезвевший человек понимает, что он сотворил в пьяном состоянии: убил самого близкого человека; изнасиловал невинную девушку; совершил смертельное ДТП; ограбил человека и так далее. Да упасёт Аллах нас самих и наших близких от этого!

Поэтому нет необходимости пространно доказывать важность величайшего подарка, сделанного нам Всевышним – трезвого образа жизни. Причём традиция трезвости была внедрена в души мусульман постепенно, без чрезмерно жёстких запретов. То есть постепенность процесса запрета алкоголизма вызвала привыкание к трезвому образу жизни мусульман, как будто так и должно было быть.

Причём Президент России также идёт по пути решения проблем методикой постепенности. Например, курение наносит громадный вред экономике страны из-за затрат на лечение рака лёгких и иных последствий употребления табака. В.В. Путин не стал запрещать курение, он просто начал повышать цены на сигареты. На сегодняшний день тысячи курильщиков отказываются от этой вредной привычки только потому, что цена начала «бить по карману».

Очень просто и эффективно. Надеемся, что так же и будет решена проблема с потреблением водки. Таким образом, вековые традиции Ислама по развитию нравственности работают в реалиях современного общества, что доказывает жизнестойкость учения Аллаха.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.