Подарок или взятка?

3 Апрель 2017
4997

Один российский олигарх, отдыхая в Швейцарии, случайно забыл сумку с весьма серьёзной (даже для него!) суммой денег в парке в окрестностях Женевского озера. Когда он вспомнил про сумку и вернулся, то ничего не нашёл и по совету подошедшего садовника обратился в ближайший полицейский участок. Не прошло и десяти минут, как наш олигарх уже держал в обнимку свою заветную сумку. Порывшись в её недрах, он достал увесистую пачку зелёных американских «рублей» и протянул её дежурному офицеру. Каково же было его удивление, когда этот офицер согласился принять только сто долларов.

По швейцарским законам, как оказалось, сумма до 100$ считается подарком или чаевыми, сумма от 100 до 1000 швейцарских франков, примерно равных долларам, облагается крупным налогом с полученного вознаграждения, а получение более тысячи этих самых «нерусских» денег влечёт за собой уголовное преследование.

Каждому из нас приходилось вручать подарки в знак благодарности или в честь праздника врачу, учителю, чиновнику. Но не все знают, в каких случаях подарок будет считаться не просто подарком, а взяткой. Попробуем разобраться, в чём заключается разница между подарком и взяткой, что делать, если вы приняли дорогой дар, и какая ответственность предусмотрена за получение и дачу взятки.

Вопреки распространённому заблуждению у взятки фактически нет минимального размера. Уголовным законом не указан минимальный порог взятки (взяткой может оказаться и 1 рубль), главное – это встречное требование выполнить какое-либо действие или бездействие.

В то же время закон делает исключение для обычных подарков, стоимость которых не превышает трёх тысяч рублей, и это не будет являться взяткой, если нет встречного требования выполнить какие-либо действия в пользу взяткодателя. А подарки стоимостью выше трёх тысяч рублей признаются собственностью Российской Федерации, региона или муниципалитета, и принявший их служащий обязан сдать подарки в орган, в котором работает.

Как же отличить по Исламу, где подарок, а где взятка?

Пророк советовал нам дарить друг другу подарки. Их предназначение – установление добрых отношений между людьми. Именно поэтому он говорил: «Подарки усилят любовь между вами, а посему старайтесь это делать, дабы любить друг друга и укреплять между собою связь» (Бухари).

Но при этом работник, который получает зарплату за свою работу, не имеет права брать никаких подарков, связанных с работой. Доводом к этому является переданный Бухари и Муслимом от Абу Хумайда Ас-Саади (да будет доволен им Аллах) рассказ: «Пророк поручил некоему Ибн аль-Утабиййа собрать милостыню и доставить в Медину. Когда тот сдавал в казну привезённый товар, то отделил несколько овец и оставил себе. Когда у него спросили о причине такого поступка, тот ответил, что эти овцы были переданы ему в качестве подарка и они не имеют никакого отношения к казне. Тогда Посланник Аллаха поднялся на минбар и сказал: "Одного из вас я посылаю с поручением. По возвращении он утверждает, что часть привезенного принадлежит казне, а часть передана ему в качестве подарка. Преподнёс бы кто-то этому человеку подарок, если бы тот сидел у себя дома? Клянусь Аллахом, каждый из вас, кто получит что-то из этого (незаконно), будет приведён в День Воскрешения, неся это на своих плечах, даже если это будет стонущий верблюд, мычащая корова или блеющий теленок"». (Бухари)

Умар ибн Абд-уль-Азиз (да будет доволен им Аллах), которого многие учёные называют пятым праведным халифом, очень любил яблоки и однажды, сидя с мусульманами дома, сказал, что сейчас очень хотел бы их. В это же время случайно сосед отправил ему в подарок корзину с яблоками. Тогда халиф написал записку, где благодарил человека, но отправил дар обратно. Тогда люди спросили, почему он не взял любимые яблоки, на что Умар ибн Абд уль-Азиз (да будет доволен им Аллах) ответил: «Пророк принимал подарки, но я боюсь, что этот дар похож на взятку».

По мнению учёных, нельзя давать лишние деньги с какой-то целью, даже чаевые, потому что это считается взяткой с вашей стороны официанту, чтобы он лучше обслуживал вас или давал еду лучшую, чем ту, что даёт тем, кто не даёт ему чаевых. Следовательно, и работник не имеет права выделять кого-либо и предоставлять ему лучший сервис, напротив, он должен относиться к людям одинаково хорошо.

Но если дополнительные деньги не подобны взятке или проявлению фаворитизма, то в этом нет ничего предосудительного, например, если вы даете их в качестве проявления сострадания бедному и нуждающемуся работнику.

Ибрагим Рамазанов

Смотрите также:

Воровство - тяжкий грех, проклятый Аллахом

Взятка в современных реалиях

Отблагодари меня!

Взяточничество как основная составляющая коррупции

Дача взятки как коррупционное преступление

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.