Дагестанская сельско-городская культура

18 Май 2017

 «Смотри, там, в городе не проявляй слабость, там слабые не выживают», «Будь готов драться и завоёвывать своё "место под солнцем" в городе» – примерно такими напутствиями провожали меня старшие подростки, когда я переезжал в город. Я, приняв их напутствия как руководство к действию, вёл себя так, как они и советовали.

Сейчас, конечно, смешно это вспоминать, но тогда я, ученик 9 класса уже городской школы, дрался на каждой перемене, пытаясь завоевать своё «место под солнцем». Дрался с теми, кто смеялся над моим акцентом и плохим знанием русского языка, дрался с теми, кто не так посмотрел на мою сторону.

На разных сайтах туристы делятся своими воспоминаниями об отдыхе в разных районах мира, и там можно найти десятки рассказов про отдых в Дагестане. Отмечая прекрасную природу Дагестана, доброжелательность и гостеприимство дагестанцев, почти все рассказчики упоминают низкую культуру.

Нет, не ту культуру, про которое есть целое министерство культуры, проводящее концерты, фестивали, выставки и другие мероприятия, а другую культуру – культуру поведения в обществе.

Многие считают причиной этого урбанизацию, когда в конце ХХ века динамично изменился социально-экономический процесс, в результате которого поменялись не только прежние формы расселения, но и социальная структура, образ жизни, тип культуры. Вызывая специфические искажения культуры, урбанизация, кроме перемен в образе жизни, вызвала и изменение социальной психологии.

Если до конца ХХ века перемещение части населения из сёл в города шло постепенно, и люди, оказываясь в иной социально-культурной и этнической среде, проходили процесс адаптации, в результате которой происходило признание ими определённых форм жизнедеятельности местного населения, то в конце ХХ века переселяющегося сельского населения оказалось в городах столько, что у городов не хватило сил переварить такое количество переселенцев, и влияние городского образа жизни и городской культуры на переселившихся оказалось минимальным.

Можно даже сказать, что сельское население, оказавшись в таком большом количестве в городе, принесло с собой в город сельский образ жизни и сельскую культуру. Но и сельская модель поведения не могла прижиться в городе в том виде, в каком она существовала в сёлах, так как в городе отсутствовали какие-либо сдерживающие факторы, такие, как общественный контроль джамаата, рода, тухума, старшего над младшим и т.д.

В результате урабанизационных процессов в Дагестане сейчас сложилась такая городская культура поведения, в которой смешаны и город, и село, и многие ведут себя неоднозначно: готовы драться с каждым за «место под солнцем» и ведут себя, как захватчики на вражеской территории. Но при этом если увидят, что у того, в чьё горло они готовы вцепиться в борьбе за «место под солнцем», случается беда, то готовы кинуться ему помогать, не только бросив все свои дела, но и подвергая свою жизнь опасности.

Рассматривая тенденции и перспективы влияния урабанизационных процессов в Дагестане на культуру поведения, необходимо отметить, что здесь налицо двойственность и противоречивость. С одной стороны, эти процессы способствуют консолидации этнической культуры, стиранию различий между разными национальностями республики и, наконец, формируют унифицированную урбанизированную этническую культуру дагестанского народа. С другой стороны, эти же процессы разрушают традиционный уклад жизни, выступавший в качестве хранителя этнических норм, особенностей и специфики каждой народности республики.

Каждая из народностей Дагестана обладает своеобразием материальной и духовной культуры. Синтез этих особенностей в целом и составляет этническую культуру дагестанцев, а вырванные из привычной культурно-географической среды горожане постепенно теряют историко-культурную самобытность. Утрата этого пласта традиционной культуры ввиду определённых жизненных условий его носителей несёт в себе угрозу невосполнимого урона всей дагестанской культуре.

Если раньше дети, живущие в городе, уезжали летом в сёла, чтоб приобщиться к традиционной культуре, изучать родной язык и т.д., то сейчас из-за увеличившегося количества приезжающих детей в сёла происходит обратный процесс, городские дети приобщают малочисленных сельских детей уже к смеси сельско-городской культуры.

Кто же виноват?

Вины дагестанцев в низкой городской культуре тоже нет, так как они не виноваты, что в процессе резкого переселения город не оказался готов адаптировать их к своей культуре, и горожанам оказалось проще адаптироваться к сельской культуре, чем попытаться адаптировать переселившихся к городской культуре.

Изменение социальной психологии жителей городов и их адаптация к общепринятым нормам поведения в городской среде должны стать одной из первоочередных задач властей городов и республики. Сейчас в адаптации нуждаются уже не только люди, переселившиеся в город в конце ХХ века, но и горожане, которые жили в городах до этого, так как они последние 20-30 лет провели в городах, где отсутствует городская культура поведения.

Можно привести много примеров отсутствия у дагестанцев культуры поведения в городах, это и поведение на дорогах, и стояние на газонах вместо остановок общественного транспорта, и грубость по отношению друг к другу в общественных местах, когда вежливость принимают за слабость и т.д.

Один из хадисов пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) гласит: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе». (Бухари, Муслим)

Если мы все будем в своём поведении придерживаться этого золотого правила, то сможем поднять свою культуру поведения – как городскую, так и сельскую – на должный уровень.

Ибрагим Рамазанов