Как появляются неквалифицированные врачи?

12 Июнь 2017
1844

Многие дагестанцы хотят, чтобы их ребёнок непременно стал врачом. Желание увидеть своё чадо в белом халате настолько велико, что у родителей отключаются мозги, и, несмотря на то, что их ребёнок имеет посредственные способности к наукам, стараются любым способом сделать из него доктора.

Когда в России был введён Единый государственный экзамен (ЕГЭ), произошло резкое перенаправление коррупционных средств из одной структуры в другую. То есть деньги, ранее передаваемые в качестве взяток для поступления в приёмные комиссии вузов, перекочевали в комиссии по сдаче ЕГЭ.

Коррупция в системе ЕГЭ в Дагестане достигла таких размеров, что это стало проблемой для всей страны. В лучшие вузы России начали приезжать абитуриенты из Дагестана со стобалловыми результатами по ЕГЭ, что лишало выпускников других регионов возможности поступить в эти вузы.

В 2013 году руководством Республики Дагестан была начата борьба с коррупцией в этой сфере, и были достигнуты некоторые успехи. Так, было решено бороться с самой схемой коррупции, а не с отдельными коррупционерами в этой сфере.

Эта практика (когда не ловят пару взяточников и рапортуют об успехах в борьбе с коррупцией, а принимаются меры для предотвращения самой возможности получения взятки) была применена в Дагестане в первый и в последний раз.

Но и тут «денежные мешки» нашли коррупционную лазейку, при которой их дети-троечники смогут стать врачами, опередив при поступлении в ДГМУ своих одноклассников-отличников. Эта лазейка – целевое направление, при котором родитель покупает у чиновников Минздрава или органов местного самоуправления направление на обучение в ДГМУ по целевой квоте. Целевое направление гарантирует поступление в ДГМУ даже с минимальными баллами по ЕГЭ (120 баллов по трём предметам), в то время как более способный выпускник с высокими баллами по ЕГЭ (около 230 баллов) не сможет поступить.

По мнению экспертов, стоимость целевого направления для поступления в ДГМУ составляет от 300 до 500 тысяч рублей, и годовой коррупционный оборот в этой сфере к 2017 году достиг 100 миллионов рублей. Почему-то в Дагестане считается непрестижным учиться в том же ДГМУ на платной форме обучения, и родители готовы переплатить, лишь бы их ребенок учился «на бюджете».

На диаграмме видно, что за последние пять лет квота для поступающих по результатам ЕГЭ снизилась в два раза (с 333 до 168), а для «целевиков» увеличилась в пять раз (с 56 до 268).

О том, что в целевых направлениях нет никакой необходимости, свидетельствуют случаи, когда школьник уже заплативший за целевое направление, вдруг при сдаче ЕГЭ получает балл ниже минимального, но целевое направление почему-то не распределяется между другими выпускниками этого района.

На сайтах Минздравов других субъектов РФ можно встретить объявления о конкурсе среди желающих поступить в медицинские вузы по целевым квотам, но сайт Минздрава РД молчит, и распределение целевых квот происходит тайно, без конкурса.

Сейчас, когда ещё не завершена сдача ЕГЭ, когда ещё не приняты документы у поступающих в ДГМУ, когда нет приказа о приёме студентов ДГМУ по целевым квотам, ещё можно всё изменить. У руководства республики есть шанс показать народу, что борьба с коррупцией – не пустые слова, а реальные дела.

Для того чтобы победить коррупцию, чтобы нас лечили не бездари из числа отпрысков «денежных мешков», а квалифицированные доктора, не нужны многочисленные условия или огромные финансовые средства. Для этого надо всего лишь создать комиссию с участием сотрудников правоохранительных органов, общественных деятелей, работников Минздрава, которые займутся распределением целевых квот по конкурсу и минимизацией коррупционных нарушений.

Комиссия также сможет проверить, где работают выпускники ДГМУ, которые поступали по целевым квотам, выполнили ли они и организации, которые их направляли на учёбу, взятые на себя обязательства, и найти ответы на следующие вопросы:

- сколько выпускников из каждого района участвовало в конкурсе на выделенные району места, и как шёл отбор лиц, получивших целевые направления?

- почему ни в печати, ни на сайте Минздрава РД не были обнародованы контрольные цифры выделенных квот по районам и Порядок или Положение, которым руководствовался Минздрав РД при отборе абитуриентов?

- почему направление получают не выпускники районов, в которых ощущается острый недостаток врачей, а те, кто сумел найти подход, мотивируемый другими критериями?

Ибрагим Рамазанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.