Человеколюбие Ислама по сравнению с иудаизмом

27 Июль 2017

Многие парадоксальные и удивительные явления природы и человеческого общества трудно объяснить без применения диалектического метода. Например, законы диалектики позволяют найти ответ на вопрос о том, почему Ислам, несмотря на периоды застоя и упадка, сумел сохранить свои первозданные каноны.

Если европейское католичество практически прекратило своё бытие как монотеистическое верование, если иудаизм переживает серьёзный кризис, то мусульманство переживает период Возрождения. Мы уверены в том, что Ислам сумеет пройти современный период междоусобицы, во многом инициированной внешними, враждебными мусульманам политическими силами.

Способность религии Аллаха адекватно отвечать вызовам времени во многом объясняется третьим законом диалектики. Этот божественный закон объясняет, что движение вперёд основывается на восприятии новыми поколениями всего положительного и доброго от старой системы.

Да, всё старое умирает, исчезает, согласно природным закономерностям. Однако прогрессивные и конструктивные элементы старого явления переходят к новорожденным системам. Так, дети обязательно лучше своих родителей, хотя на первый взгляд кажется, что они плохие. Такое отношение формируется потому, что оценивающие своих детей родители не всегда в курсе новых тенденций.

Да и та же диалектика доказывает, что добрые тенденции сопряжены с разрушительными явлениями, что мы и видим сегодня.

Пророк Мухаммад , формируя нормы божественной нравственности, сохранил многие черты христианства, ибо Всевышний Един, хотя Его Посланники разные. Они приходят к людям с единой стратегической задачей – трансформировать животный нафс человека в божественную любовь.

При этом каждый новый пророк оставляет в прошлом те нормы и ценности, которые были у предыдущих Посланников. Например, Муса, Ибрахим и другие Пророки Аллаха проводили линию отделения евреев-единобожников от прочих людей. Правовая система иудаизма провозглашает чёткое разделение на верующих и язычников:

141 Дв. 15:3 Отменить все долги в седьмой год (еврея).

142 Дв. 15:3 Взыскивать долги с нееврея.

Величайшим новшеством в условиях древности, когда за долги тысячи людей превращались в рабов, стали следующие нормы Мицвота:

Ваик. 25:37 Не давать взаймы под проценты.

Дв. 23:20 Не брать в долг под проценты.

Однако следующая норма уточняет условие предоставления долга или кредита:

198 Дв. 23:21 Брать проценты с нееврея.

Таким образом, эти и другие нормы правовой системы иудаизма проводят чёткую разделительную линию между представителями Израиля – «богоизбранным народом» – и всеми другими.

По отношению к язычникам работали жёсткие, иногда жестокие нормы, когда за невыплату процентов с долга забиралось всё имущество должника, а сам он и его семья обращались в рабство.

Отношение иудеев к идолопоклонникам хорошо показывают следующие требования Мицвота:

186 Дв. 13:16-17 Истребить всех жителей ир ха-нидахат, а сам город сжечь.

187 Дв. 20:16-17 Истребить и уничтожить семь народов, так как они были источником идолопоклонства.

Ислам как последняя завершённая религия Аллаха перенял множество прогрессивных элементов от иудаизма и христианства. Самое главное, Посланник Аллаха сумел донести до нас нравственное учение Всевышнего, смысл которого выражается в таких Прекрасных Его именах, как Рахман, Рахим, Вадуду, Латыф, Салям, Гафур и другие.

Закономерно, что в Писаниях мусульман основополагающими считаются именно человеколюбивые положения и нормы. Соответственно третьему закону диалектики, Ислам опроверг разрушительные требования иудаизма.

Самое главное – обращение Пророка Мухаммада , несущего Слово Божие, адресовалось не только арабам, но и всем народам мира. Основы взаимоотношений между принявшими Ислам арабами и другими народами были совершенно иными. Положение о долгах в Шариате полностью исчезло, ибо принцип ссудного процента был объявлен харамом. Отношение к взявшему в долг человеку были гуманным, ибо нельзя по Шариату «заставлять должника выплатить долг, отдав последние вещи».

Принципиальным новшеством Ислама было то, что Шариат не разделял мусульман-монотеистов и иные народы, исповедующие другие религии. То есть строгое разделение мусульманин/немусульманин исчезло. Например, важибом, то есть обязательным для мусульман является следующее требование Шариата:

По возможности оказывать помощь людям и животным, оказавшимся в трудном положении.

Здесь нет указания оказывать помощь только правоверным, значит, её следует оказывать всем людям и животным. Практика взаимоотношений между татарами-башкирами и русскими в Приуралье доказывает, что между ними сложились вполне гуманные связи (мы не говорим о политике шовинизма, проводимой царскими властями до 1917 года).

Человеколюбивые отношения у мусульман сложились даже с язычниками. Если иудаизм без всяких ограничений призывал уничтожать идолопоклонников, то в Исламе ситуация совершенно иная. Это доказывается 6 аятом суры «Ат-Тауба»:

وَإِنْ أَحَدٌ مِنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّىٰ يَسْمَعَ كَلَامَ اللَّهِ ثُمَّ أَبْلِغْهُ مَأْمَنَهُ ۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لَا يَعْلَمُونَ

(смысл): «А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит слова Аллаха. Потом, если он не примет Ислам, доставь его в безопасное для него место. Это – потому, что они – люди, которые не знают истинной сути Ислама» (сура «Ат-Тауба»: 6).

Этот аят, который можно провозгласить принципом человеколюбия всего Ислама, выступает принципиальным отличием от иудаистского Мицвота, призывающего уничтожить многобожников.

Глубокое осмысление этого аята на уровне души позволяет понять, что Ислам есть венец развития монотеизма. Нет пока таких реально обозначенных человеколюбивых норм и принципов в мире, кроме этого и других аятов Корана.

Конкретным доказательством гуманистического характера Ислама выступает великое множество аятов; обоснованной будет мысль о том, что весь Коран олицетворяет глубочайшую нравственность и человеколюбие. Приводим наиболее впечатляющие аяты:

وَلِكُلٍّ وِجْهَةٌ هُوَ مُوَلِّيهَا ۖ فَاسْتَبِقُوا الْخَيْرَاتِ ۚ أَيْنَ مَا تَكُونُوا يَأْتِ بِكُمُ اللَّهُ جَمِيعًا ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

(смысл): «И у каждой общины есть направление, куда он обращается. Опережайте же, о верующие, друг друга в добрых делах! Где бы вы ни были, Аллах (в День Суда) соберёт вас всех для отчёта. Поистине, Аллах над каждой вещью мощен [Аллах может всё, в том числе и собрать вас]». (сура «Аль-Бакара»: 148)

هَلْ جَزَاءُ الْإِحْسَانِ إِلَّا الْإِحْسَانُ

(смысл): «Будет ли воздаяние за благодеяние в земной жизни, кроме благодеяния по отношению к нему (вознаграждения) в Вечной жизни?» (сура «Ар-Рахман»: 60).

قُل لَّا أَسْأَلُكُمْ عَلَيْهِ أَجْرًا إِلَّا الْمَوَدَّةَ فِي الْقُرْبَىٰ ۗ وَمَن يَقْتَرِفْ حَسَنَةً نَّزِدْ لَهُ فِيهَا حُسْنًا ۚ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ شَكُورٌ

(смысл): «Скажи им (о Мухаммад): "Я не прошу у вас за это награды, а только любви к ближним; кто совершает доброе, тому увеличим награду за него". Поистине, Аллах – Прощающий и Благодарный!» (сура Аш-Шура, 23)

Итак, аят за аятом, сура за сурой, Коран как конституционная основа Ислама формирует основы развития личности и взаимоотношений в умме. Наша задача – чтобы эти священные строки продолжали быть руководством в жизни полутора миллиардов мусульман.

Марат Якупов