Участие мусульман в выборах

17 Март 2018 3721

Это считается вопросом «иджтихада» (вопрос, на который нет прямого ответа в Коране и Сунне), и ответ на него даётся с учетом пользы, которую может принести мусульманам это участие, или вреда, который может быть причинён мусульманам по причине их участия в выборах.

Следовательно, если польза от этого преобладает, то участие мусульман в выборах однозначно допускается. Поэтому решение относительно этого вопроса может различаться в той или иной стране в зависимости от государственного строя и от человека, участвующего в выборах. Согласно этому правилу, в одном государстве участие в выборах может принести пользу мусульманам, а в другом – наоборот, навредить.

«Исламская академия фикха» (المجمع الفقهي الإسلامي) на своем шестнадцатом мажлисе, который проходил 8-13 ноября 2007 года (22-27 шавваль 1428 г. по хиджре) в Мекке, издала постановление об «Участии мусульман в выборах вместе с немусульманами»:

«Выслушав все исследования и обсуждения этого вопроса, маджлис постановил следующее:

1. Участие мусульман в выборах вместе с немусульманами в неисламских государствах является вопросом исламской политики, который решается путём взвешивания всех «за» и «против» (пользы и вреда). И фетва по этому вопросу различается согласно времени, месту и положению.

2. Мусульманин, который пользуется всеми гражданскими правами неисламского государства, имеет полное право участвовать в парламентских и других подобных выборах, ибо положительные стороны его участия в них явно преобладают. Это может быть, например, пропаганда здорового образа Ислама, защита мусульман в этом государстве от многих проблем, приобретение (получение) прав для религиозного меньшинства, увеличение значения мусульманского общества, создание хорошего впечатления о мусульманах, взаимодействие с людьми истины и справедливости для осуществления взаимопомощи на основании истины и справедливости.

И всё это должно осуществляться согласно следующим правилам:

во-первых, у мусульманина, который участвует в выборах, должно быть намерение делать это ради общего блага для мусульман и для отведения вреда от них;

во-вторых, мусульмане, участвующие в выборах, должны предполагать, что, по всей вероятности, их участие принесет пользу мусульманам этого государства: поддержку их центрам, доведение требований до официальных и должностных лиц и защиту религиозных и мирских интересов мусульман;

в-третьих, участие мусульман в выборах не должно приводить их к действиям, противоречащим религии».

Что касается участия в выборах и выдвижения в представительные органы неисламского государства кандидатуры мусульманина, имеющего духовный сан или занимающего религиозный пост, то относительно этого будет то же решение, что приводится выше.

Согласно шариату, предписания религии не различаются для простого мусульманина и мусульманина, занимающего религиозный пост, кроме некоторых незначительных нюансов, и в его участии в выборах нет ничего предосудительного. Более того, если имеется вероятность, что его участие в выборах может принести пользу для мусульман, то это будет желательным поступком, потому что пророк Юсуф (мир ему) попросил фараона назначить его управляющим продовольственными запасами страны, ибо в этом была огромная польза для народа. Он чувствовал, что в дальнейшем может установить там порядок и справедливость. Всевышний Аллах в Коране сказал:

قَالَ اجْعَلْنِى عَلَى خَزَآئِنِ الاٌّرْضِ إِنِّى حَفِيظٌ عَلِيمٌ

(Смысл): «Он (Юсуф) сказал: “Поставь меня над сокровищницами земли, ведь я – честный хранитель, знающий”» (Сура Юсуф, 55) – то есть обладатель знания и видения того, над чем он поставлен.

Ибн Касир в толковании этого аята пишет: «Юсуф попросил царя назначить его управляющим продовольствия и складов урожая, чтобы собрать в них достаточное количество зерна для предстоящих засушливых лет, которые он им предвещал, и чтобы он мог мудро и выгодно распоряжаться (урожаем). Фараон выполнил просьбу Юсуфа (мир ему), так как хотел приблизить его к себе и проявить к нему уважение».

(Мухтассар Тафсир Ибн Касир).

Юсуф (мир ему) попросил царя немусульманина в немусульманском государстве дать ему власть и поставить управляющим, который сможет распоряжаться сбором, складированием и хранением урожая. Почему он об этом попросил? Потому что в этом было большое благо для всего народа Египта и для мусульман. Следовательно, нет запрета для любого мусульманина, какой бы религиозный пост он ни занимал, участвовать в выборах и идти во власть, если в этом есть благо для мусульман.

Аллах знает лучше!

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.