Имамы сёл Ногайского района высказались против дорогостоящих поминальных обрядов

24 Март 2018
5148

В Ногайском районе взялись за искоренение чрезмерной роскоши во время проведения поминально-похоронных обрядов. Дорогостоящие поминки стали бичом Ногайского народа. В советские времена поминки не носили такого расточительного характера (в).

Сейчас на столах в виде угощений можно увидеть финики, сладости, орехи и сухофрукты, а также появились и другие новшества – вручение подарков (полотенец и сахара) пришедшим на поминки людям. Такая проблема актуальна не только для ногайцев, но и практически для всех народов Дагестана.

Абдулла Аджимоллаев, первый заместитель муфтия РД:

«Муфтият Дагестана уже на протяжении десяти лет прилагает усилия, чтобы искоренить похоронные и свадебные обычаи, не имеющие отношения к Исламу. Бывают случаи, когда для проведения похорон люди берут в долг большие суммы, закладывают дом.

Эти обряды, которые проводятся после смерти человека, никакого отношения к религии не имеют. В Исламе, когда человек умер, обязательно: омыть его тело, завернуть в саван, провести джаназа-намаз и похоронить».

Ахмет Ярлыкапов, кандидат исторических наук, религиовед, антрополог, кавказовед:

«Многие поминальные обряды не одобряются шариатом, потому что они не относятся к требованиям Ислама. Они регулируются адатами (обычаями), и, соответственно, у каждого народа свои особенные обычаи. Поминальный обряд у народов Северного Кавказа и Средней Азии очень схож, в обоих регионах он отличается излишествами. То есть тратится много продуктов, сама церемония поминок проходит очень пышно. И, конечно же, это часто воспринимается негативно, что вполне справедливо».

Для решения этой проблемы был созван совет имамов и религиозных деятелей Ногайского района. Единогласно было решено ограничить угощение на поминках мясным бульоном (кара-сорпа) с одним куском мяса и одной лепёшкой (баурсак). Решение совета было опубликовано в качестве рекомендации населению. С мнением совета имамов согласились и представители муниципальной власти, совместно с которыми в декабре прошлого года была проведена конференция на тему «Нравственность – основа всех человеческих ценностей», на которой в числе прочих была затронута и эта проблема.

Руслан Насыров, председатель районного собрания депутатов Ногайского района:

«Я этот вопрос неоднократно поднимал, встречался с имамом Ногайского района, обсуждал с главой Ногайского района Мухтарбием Аджековым и его заместителями. Мы все единогласно выступаем против роскоши во время поминок. Совместно с духовенством мы приняли резолюцию по этому вопросу».

Мухаммад Атангулов, имам Ногайского района:

«От имени аксакалов, от имени администрации района рекомендуем, советуем и убедительно просим соблюдать решение, которое вынес совет имамов и религиозных деятелей Ногайского района по поводу похоронных мероприятий».

Необходимость соблюсти сложившийся обычай, быть не хуже, чем все остальные, чтобы окружающие, не дай Аллах, не подумали, что хозяева не способны достойно провести поминки, толкает людей на отчаянный шаг.

Вследствие этого появляются долги, которые тяжким бременем ложатся на плечи семьи. Высокий «имущественный ценз», несоразмерный доходам большинства населения, и горе от потери близкого человека не лучшим образом сказываются на душевном равновесии родственников.

Мухаммад Атангулов, имам Ногайского района:

«Богатый человек, желая сделать хорошее, задевает сердца менее обеспеченных людей, потому что им будет крайне неудобно перед людьми из-за того, что они не смогли похоронить своего родственника не хуже других. Вместо этого состоятельному человеку, например, можно от имени покойного раздать садака нуждающимся».

Ногайский похоронно-погребальный обряд «Дуас» предполагает поминание родственника в день смерти покойного, а также на седьмой, сороковой, пятьдесят второй и сотый день после похорон. И завершает всё это годовщина смерти, когда тоже нужно помянуть усопшего.

И каждый раз это сопровождается угощением людей, пришедших на поминки. Но тогда, пару десятков лет назад, это не носило такой расточительный характер, как сейчас, и был вполне скромен.

Мухаммад Атангулов, имам Ногайского района:

«Я спросил у наших аксакалов, откуда взялся этот обычай, мне ответили, что в советское время, когда запрещали исповедовать религию, алимы того времени внесли в похоронный обряд те нормы, которые мы сейчас наблюдаем. Для чего их ввели? Для того, чтобы люди могли на открытых собраниях читать Коран, задавать богословские вопросы алимам и получать на них исчерпывающие ответы. Всё это имеет ценность по Исламу, но они называли всё это не исламским обрядом, а обычаем, а обычаи власти не запрещали практиковать". И в таком виде это дошло до наших дней».

По словам авторитетного специалиста-исламоведа Ахмета Ярлыкапова, поминальные обряды имеют языческие корни. До принятия Ислама многие народы воспринимали угощение на поминках как помощь в насыщении души покойного, чтобы помочь ему переродиться в другом мире.

С принятием Ислама обряды были переосмыслены и стали восприниматься как садакъа, милостыня. Считалось, что это не противоречит Исламу, и, соответственно, многие народы сохранили эту поминальную обрядность до сегодняшнего дня.

Но адат не является чем-то незыблемым, как многие любят говорить: «Я унаследовал этот обычай от своих предков, почему я должен от него отказываться?!» Как считает Ахмет Ярлыкапов, община вправе регулировать или исправлять нормы адата.

«Адат – прерогатива общины, в её компетенции решать проблемы, связанные с адатным правом. Вопросы, связанные с расточительностью поминок, могут решаться только самой общиной. В первую очередь – старшими в общине, они имеют право собираться и регулировать адат».

Благо, население начало понемногу прислушиваться к мнению аксакалов, авторитетных представителей общины и религиозных деятелей. В некоторых аулах пока держатся этого обычая, но уже видны прекрасные ростки людского благоразумия.

Солтанмурат Маушев, имам села Кара Су:

«Такие адаты противоречат Исламу. Соблюдение этого обычая требует больших расходов, и многие вынуждены залезать в долги. В моём селе этот адат мы уже полностью искоренили».

Руслан Насыров, председатель районного собрания депутатов Ногайского района:

«Радует, что есть положительные сдвиги. Во многих аулах люди уже оставляют практику дарения подарков, на столах во время поминок уже нет конфет и других сладостей».

Расточительные обычаи не ограничиваются похоронно-поминальным процессом. Чего стоят одни только свадебные адаты. Надеюсь, в этой нелёгкой борьбе с предрассудками благоразумие одержит верх над слепым следованием обычаям.

Отевалиев Эмир​

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.