Исторические и современные примеры веротерпимости.
Одними из характеризующих человечество особенностей являются полиэтничность, поликультурность и поликонфессиональность. Хотя человечество дифференцированно по множеству признаков, эти три перечисленные особенности используются наиболее часто для противопоставления народов. Для достижения геополитических, экономических и прочих целей в современном мире совершается множество провокаций в этноконфессиональной плоскости.
В основном все провокации с начала крестовых походов были направлены против религий и в особенности против Ислама. Апогей этих процессов пришёлся на наш век. Это и противопоставление Ислама и Христианства, и арабо-израилькое противостояние (палестинская проблема), и так называемый религиозный (исламский терроризм) и многое другое. На примере Российской Федерации эти явления в основном проявились в форме национализма и терроризма. Существует много националистических движений, призывающих очистить Россию от нерусских. Эти проблемы имеют общие корни и общих заказчиков, и каждый из них является катализатором цепной реакции насилия, национализма и межконфессиональной напряжённости.
В поисках причин данных проблем мы должны обратиться к истории. Там мы найдём как эталон межконфессионального взаимодействия, так и источники раздора и смут.
С началом пророческой миссии Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) общество открыло для себя новую жизнь, исполненную гуманности, мира и благоденствия. Источником нравственных принципов выступил Священный Коран и благородная сунна Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).
При анализе принципов исламской морали выявляются законы права и этики, призывающие людей встать на путь истины, мира и справедливости. Исламская этика затрагивает все сферы жизнедеятельности и направлена на защиту всех прав и жизни человека.
В Исламе нет вопросов, на которые не дано чётких ответов. Поскольку мусульмане имеют такую базу и источники знаний, они несут и больше ответственности за свой моральный облик и поведение перед людьми, исповедующими иные религиозные учения. Прежде чем совершить любой поступок, мусульманин должен сверить его с нормами Ислама.
В Священном Коране есть аят, смысл которого можно передать так: «Добро и зло не могут быть равны. Так отклони же (зло) добром, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет тебе горячим другом» (сура «Фуссилат», аят 34).
Принципы справедливости и веротерпимости были примером для человечества на протяжении всей истории Ислама. Христиане и евреи, изгнанные во времена мрачного средневековья из Европы, находили теплый приём и почитание на землях Ислама.
Варварство и цивилизация
Среди мусульман всегда жили общины различных вероисповеданий, более всего было иудеев и христиан. До прихода Ислама мир ещё не сталкивался со столь терпимым и уважительным отношением к иноверцам. В это время в Европе господствовал мрачный период религиозных войн и варварства. Европа была во мраке религиозного фанатизма, в то время как исламский мир был без преувеличения самой высокоразвитой и процветающей цивилизацией мира. Мусульмане несли веротерпимость, справедливость, науку и просвещение, эстетику и чистоту жизни.
Сколько бы времени не прошло, принципы Ислама не меняются. Как не может поменяться Коран и Сунна Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), так не меняется и веротерпимость Ислама. Изменяется только лишь поведение людей и их отношение к вере и религии.
И сегодня истинно соблюдающие мусульмане стараются быть выше всех провокаций и верно следуют призыву Корана и Сунны быть веротерпимыми. Изречение Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) гласит: «Относитесь к защищённым (немусульманам) хорошо, и они должны от вас получать защиту и милосердие».
Современный мир
Современных примеров веротерпимости мусульман тоже очень много. В качестве одного из них можно привести случай: имам центральной джума-мечети Махачкалы Мухаммадрасул-хаджи Саадуев обратился после пятничной проповеди к собравшимся с просьбой помочь женщине-христианке, которая нуждается в материальной помощи для лечения своего сына, с которым произошёл несчастный случай в армии: когда он таскал мешки с цементом, в результате чего повредил позвоночник, и вдобавок у него развилась болезнь Бехтерева.
«Она живёт в нашем городе, по соседству с мусульманами, и я думаю, будет очень хорошо если мы ей окажем помощь. Из закята я ей выплатить ничего не могу, потому что закят выплачивается только мусульманам, а таким людям милостыню (садака) можно давать и за это вам будет вознаграждение», - сказал имам.
После пятничной молитвы мусульманами была собрана значительная сумма для оказания помощи.
В беседе с журналистами эта женщина сказала: «Меня Всевышний направил обратиться именно к вам, мы все создания Всевышнего, мы все творения Божьи, поэтому мы помогаем друг другу. Я никогда ни у кого не просила, а сейчас я почувствовала, что только вы мне поможете, и поэтому обратилась, потому что мусульмане милосердные, отзывчивые, я почувствовала, что наш народ – дагестанцы - самый милосердный, самый добрый, и вы мне братья и сёстры, моё сердце потянулось именно к вам. Я почувствовала, что помощь будет от вас. И это проверка для каждого, насколько он милосерден и отзывчив к чужому горю. И я благодарна Господу, что живу здесь, в Дагестане».
По исламскому праву личность, собственность и честь каждого человека подлежат защите.
Но эту святую истину часто нарушали и нарушают сегодня.
Так сложилось, что каждый теракт в России направлен на противопоставление разных народов и разных религий. Это, в основном, разжигание розни между христианами и мусульманами, а также кавказскими и славянскими народами. На это было рассчитано и убийство атамана Кизлярского районного казачьего общества, войскового старшины Петра Ивановича Стаценко в посёлке Красный Восход Кизлярского района Дагестана, которое произошло 21 апреля 2010 года. Тогда на ежегодном собрании учёных-богословов 24 апреля Дагестана осудили этот поступок.
Духовный потенциал Дагестана очень силён, шейхи – духовные наставники, учёные-богословы, названные министром по национальной политике, делам религии и внешним связям Бекмурзой Бекмурзаевым национальным достоянием, в действительности, сплачивают народ и удерживают от кровопролития, которое навязывается народу через всевозможные провокации.