Ислам: толерантность, умеренность, здравомыслие

20 Июль 2009 568

толерантность,умеренность,11 сентября,здравомыслие, общество,Ислам, мусульмане (Tolerance, moderation, on September, 11th, judiciousness, a society, Islam, Moslems)После событий, произошедших в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, в западных странах была развёрнута мощная пропагандистская кампания по дискредитации Ислама как религии фанатиков, которые готовы любыми путями и средствами навязать всему миру свои убеждения и косное, средневековое мировоззрение.

Впрочем, параллельно возникла достаточно убедительная альтернативная версия произошедшего, согласно которой атака на небоскрёбы Нью-Йорка была тайно организована спецслужбами США для получения козырей в пропагандисткой войне против религии, всё активнее завоёвывающей умы и сердца миллионов здравомыслящих людей на Западе.

Успехи исламской идеологии не дают покоя меркантильным закулисным правителям так называемого «цивилизованного мира», они чувствуют, что Ислам представляет реальную силу, способную противостоять пошлым, низменным идеалам «общества потребления», видят, что с каждым годом всё большее число людей, самых разных по своей культуре и традициям, становятся убеждёнными приверженцами великой исламской религии. Это побуждает кукловодов Запада предпринимать против Ислама шаги, выходящие за рамки элементарной человеческой морали и здравого смысла, они готовы на любые инсинуации, провокации, ложь и прочие действия, способные вызвать негативные эмоции в отношении исламской уммы. Приходится, к сожалению, отмечать, что массированная пропагандистская атака на Ислам, перманентно осуществляемая средствами массовой информации, подконтрольными тайным хозяевам западного мира, даёт определённые результаты, и в умах многих европейских и американских обывателей создан стереотипный образ мусульманина, который, мягко говоря, не вызывает симпатий.

Скорее всего, враги Ислама не добились бы этих результатов, если бы не жёсткое поведение некоторых радикально-фанатичных людей, имеющих слабую осведомлённость о сущности религии, неполное понимание её природы и неглубокое познание её тайн. Эти люди, получившие самое поверхностное (на уровне внешней атрибутики) представление о безбрежном океане истин великой конфессии, позволяют себе безапелляционные суждения подчас по сложнейшим проблемам мировоззрения, требующим крайне взвешенного подхода и учёта тончайших теологических нюансов. Они не церемонятся с оппонентами, чуть что обвиняя их в «ширке», и берут на себя роль этаких «несгибаемых защитников» религиозных догматов, борцов за чистоту религии, не имея на то ни морального, ни правового основания.

Между тем, надо постоянно помнить о том, что исламская умма живет в совершенно новых условиях, в корне отличных от эпохи начального становления религии, а потому следует качественно переосмыслить цели и задачи уммы в ХХI веке, Гигантский резонанс во всем мусульманском мире, как известно, вызвало выступление премьер-министра Малайзии Махатхира Мохаммеда на саммите Организации «Исламская конференция». Председатель ОИК очень эмоционально призвал всех мусульман пересмотреть взгляды на роль и место исламской уммы в современном динамично развивающемся мире, отбросить мелочные раздоры между мусульманами по малозначащим аспектам религиозных ритуалов и обрядов, сосредоточить внимание на активном просвещении мусульман, приобщении их к самым высоким достижениям человеческой цивилизации, обеспечить, используя нравственно-этические преимущества исламского мира, прорыв в научно-техническом, экономическом, социальном развитии мусульманских стран, добиться нового качества жизни, превосходящего западные стандарты.

На первый взгляд, призыв Махатхира Мохаммеда может показаться несбыточной мечтой увлечённого человека, оторванного от реалий жизни. Более того, найдётся среди нас немало «спецов» от Ислама, которые будут утверждать, что стремление к высоким жизненным стандартам, к светскому образованию, деловому успеху и техническому прогрессу не являются нашими целями, что удел истинных мусульман – аскетическая отрешённость от земных благ, что основная наша забота – правильное отправление религиозных обрядов и ритуалов и смиренное восприятие абсолютно предопределённой судьбы, заранее уготованной каждому из нас.

Просвещённым людям известно, что изначально исламский мир (в период правления праведных халифов и в последующие несколько столетий) был локомотивом прогресса, Арабский халифат признан в исторической науке самым просвещённым, экономически благополучным и наиболее продвинутым в научно-техническом развитии государственным образованием на планете в раннем средневековье. Именно мусульманские учёные передали европейцам базисные знания по математике, астрономии, физике, химии, медицине и другим наукам, позволившие Европе впоследствии выйти на передовые рубежи прогресса. Исламский ренессанс в раннем средневековье был следствием последовательного претворения в жизнь канонов просвещённого Ислама, не замутнённого искажениями недобросовестных интерпретаторов.

Вот что пишет о сущности Ислама известный дагестанский историк, политик и общественный деятель профессор Суракат Асиятилов: «Основным стержнем Ислама является умеренность, нацеленность на компромиссы, избежание крайностей. Истинный Ислам – религия золотой середины, ему чужды крайности: сепаратизм, экстремизм... Если бы Ислам утверждался силой оружия, то он бы исчезал с уходом завоевателей. Однако этого не произошло ни в одной стране мира, принявшей Ислам… Для мусульман противостояния и войны с неверными были в основном вынужденными мерами».

Основным стержнем Ислама является умеренность, нацеленность на компромиссы, избежание крайностей. Истинный Ислам – религия золотой середины, ему чужды крайности: сепаратизм, экстремизм...

В XXI веке всё ещё находятся люди, называющие себя мусульманами и призывающие к перманентному «джихаду» (борьбе с неверными) за скорейшее создание единого теократического государства мусульман – халифата. Естественно, подобная риторика не может оставить равнодушными представителей иных конфессий, как впрочем, и массу законопослушных мусульман, вовсе не жаждущих силой навязывать другим народам собственное мировоззрение и образ жизни. Как известно, незыблемым принципом Ислама является правило: «Нет принуждения в вере», – и в этом плане бесспорным историческим фактом является системное проявление конфессиональной толерантности в Арабском халифате.

Вот что пишет об этом профессор Асиятилов: «В мусульманском халифате иноверцы получали покровительство мусульман, их защищали от внешних врагов, они имели гарантии неприкосновенности личности, имущества… Ислам не запрещал иноверцам заниматься любой профессией. Именно христиане и иудеи занимались наиболее доходными делами. Их было много среди банкиров, торговцев, крупных землевладельцев и врачей… Жизнь иноверца перед законом была равноценна с жизнью мусульманина».

Знаменитый Абу-Юсуф в своей книге "Китаб ал-Харадж" свидетельствует, что при халифе Харуне аль-Рашиде в дела отправления религиозных культов покровительствуемых народов власти не вмешивались, христианам разрешали проводить свои праздники, позволяли выносить кресты во время этих праздников.

Выдающийся немецкий писатель Лион Фейхтвангер писал, что «многочисленным евреям, бесправным при христианах готах, мусульмане дали гражданские права. Да, под властью Ислама испанским евреям жилось так привольно и хорошо, как не жилось никогда после крушения их собственного царства».

Востоковед Эрнест Ренар с восхищением отмечал, что «никогда никакие завоеватели не заходили так далеко, как арабы, в терпимости и сдержанности по отношению к побеждённым!»

Здесь уместно провести одно очень важное историческое сравнение, которое контрастно характеризует отношение средневековых мусульман христиан к делам религиозным. Праведный халиф Омар в 638 году заключил с патриархом Иерусалима договор, согласно которому город переходил в подчинение к арабам, и предусматривалось, что христиане «будут находиться под охраной мусульман и сохранять свою жизнь и имущество. Их храмы не будут разрушены и будут предоставлены им в пользование».

При воспоминании же о крестовых походах христиан на память сразу приходит совершенно жуткая картина захвата крестоносцами мечети Омара в том же Иерусалиме, описанная каноником Раймондом де Ажилем: «Было столько пролито крови в старинном храме Соломона, что в ней плавали тела убитых: видны плавающие отрубленные кисти рук, туловища». Сами солдаты, устроившие эту резню, едва выносили запах этих трупов». Если сравнить это описание с текстом договора между халифом Омаром и иерусалимским патриархом, всякие комментарии становятся излишними. Можно лишь добавить, что только в XX веке Папа Римский Иоанн Павел II от лица всей католической церкви публично покаялся и принёс извинения мусульманам за ужасы насилия и кровь, пролитую крестоносцами...

Пропагандистская война, развязанная Западом против Ислама, своим масштабам и беспардонности не имеет, пожалуй, аналогов в мировой истории. Как-то тихо, незаметно ушли в забвение извинения Иоанна Павла II, почему-то никто не называл и не называет религиозное противостояние, долгие годы лихорадившее Ольстер, христианским экстремизмом, да только что случившаяся трагедия в Южной Осетии, где христиане-грузины обрушили шквал огня на населённый христианами город Цхинвал, охарактеризована никем как «христианский террор». Думаем, читатель живо вообразил себе, как интерпретировались бы последние события на Кавказе западными СМИ, если бы в войне принимали участие мусульмане...

На фоне беспрецедентной идеологической войны против Ислама уходят в тень наши единоверцы, вольно или невольно льющие воду на мельницу западной пропаганды, те самые «друзья Ислама», которые создают главные проблемы исламской умме в современном мире. Подобных людей ещё 100 лет назад великий Лев Толстой очень точно описал в журнале «Слово»: «... всегда именно непонимающие люди желают толковать учение и своими толкованиями извращают и ослабляют его; во-вторых, большинство ищет видимых форм проявления учений и переводит вещественный (смысл) духовный смысл учения...» Видимо, во все времена было достаточно самозваных интерпретаторов, желающих выхолостить духовную суть религии, заменив её внешними атрибутами и ритуалами. Особую опасность для уммы представляют те из наших единоверцев, которые агрессивно пропагандируют идею всемирного исламского халифа. Никто не оспаривает, что Ислам – это органичная совокупность вероубеждения, шариата и образа жизни мусульман, желающих жить по шариатским нормам, однако, одновременно с этим, никому не дано права забывать о таких базисных принципах Ислама, как толерантное умеренность и здравый смысл. Всегда и везде упрощённое, одностороннее толкование сложных явлений жизни, характерное для малообразованных людей, имеющих поверхностные знания, приводит плачевным последствиям.

Крайне сложное положение наблюдается, например, в настоящее вpeмя в международной политике: в непреодолимые противоречия то и дело вступают два важнейших принципа международного права – право наций народов на самоопределение и принцип нерушимости сложившихся после второй мировой войны государственных границ. Всякие попытки наскоком решить возникающие в этом плане проблемы, как правило, кончаются кровопролитием и большими бедами. В каждом конкретном случае нужно учитывать специфические условия, проявлять дипломатическую гибкость, здравомыслие, готовность идти на компромиссы, потому, что твердолобая позиция с жесткой апелляцией лишь к одному из вышеназванных международных принципов ни к чему хорошему привести не может (что воочию наблюдаем в ситуации, сложившейся вокруг Южной Осетии).

Точно такие же коллизии возникают между правом мусульман желать постепенного узаконения исламского шариата и исламского образа жизни в своём государстве (да и во всём мире), с одной стороны, и правом светских государств требовать от своих граждан – мусульман безукоснительного соблюдения конституционных законов этих государств, с другой стороны. Любые попытки ускоренно решить проблему в пользу шариатского образа жизни и государственной теократии будут в современную эпоху означать жёсткую конфронтацию мусульман со всем остальным миром, что вступает в полное противоречие с базовыми принципами Ислама – толерантностью умеренностью, здравомыслием. Ещё и ещё раз напоминаем всем, что Ислам не терпит насилия и принуждения в вопросах религии. Сохраняя cвое вероубеждение и личную приверженность к исламскому образу жизни, мы одновременно должны быть подчёркнуто законопослушными гражданами своей страны, уважать конституцию и никакими действиями не посягать на действующую демократически выбранную систему государственного устройства и управления.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.