Оплакивание умершего

Вопрос: 
Правда ли, что усопшего наказывают за то, что его громко оплакивают?

Ответ:

Авторитетный ученый мазхаба имама Аш-Шафии  Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» сказал:

قال إبن حجر الهيتمي في كتابه "تحفة المحتاج": (ويجوز البكاء)  …(عليه) أي الميت (قبل الموت) إجماعا وبعده

«Можно плакать по человеку как до его смерти (и в этом вопросе есть единогласие ученых), так и после».

Далее Ибн Хаджар говорит:

(ويحرم الندب بتعديد) ... (شمائله)

«Запрещается оплакивать покойного, перечисляя его достоинства, (например, каким он был хорошим для семьи, для соседей и т.д.)»

و يحرم (النوح) ولو من غير بكاء وهو رفع الصوت بالندب

«Запрещается громко стенать, перечисляя качества покойного, даже не сопровождая это плачем».

و يحرم (الجزع بضرب صدره ونحوه) كشق ثوب ونشر أو قطع شعر وتغيير لباس أو زي أو ترك لبس معتاد

«Запрещается также проявлять скорбь, ударяя себя в грудь, разрывая на себе одежды, распускать или рвать волосы, менять одежду или форму, отказываясь от обычной».

فرع لا يعذب ميت بشيء من ذلك وما ورد من تعذيبه به محمول عند الجمهور على من أوصى به وقيل يعذب ما لم ينه عنه لأن سكوته يشعر برضاه فيتأكد نهي الأهل عن ذلك خروجا من هذا الخلاف. " تحفة المحتاج "

(ج3. ص213,214,215)

«Покойного не наказывают за то, что его родственники или близкие совершают эти или похожие действия, а то, что передано о наказании покойного (по причине воплей и стенаний по нему), то большинство ученых отнесли это к тому случаю, когда покойный завещал им такое поведение. Некоторые ученые сказали, что покойный будет наказан, если он не запрещал этого при жизни, поскольку его молчание - знак  согласия  (с недозволенными  проявлениями скорби). Поэтому, крайне важно запрещать это (семье и близким) в силу полемичности этого вопроса».

См.:  «Тухфат аль-мухтадж» том 3, стр. 213,214,215.

Отдел Фетв Муфтията РД