Что касается вашего вопроса о неком ученом, который так поступал, то речь идет не о возмещении за живых людей, а за умерших.
قال ابن حجر في كتابه "المنهج القويم
Авторитетный ученый мазхаба имама Аш-Шафии Ибн Хаджар в своей книге «Аль-манхhаж аль-кавим» сказал:
ولو مات وعليه صلاة أو الاعتكاف فلا قضاء عليه ولا فدية، ولا يصح الصوم عن حي ولو نحو هرم اتفاقًا
(ص260)
«Если человек умрет и на нем останутся несовершённые намазы или и'тикаф[1], то они не возмещаются и не откупаются штрафами «фидья», также единогласно недействителен пост за живого, даже если он немощный старик».
[См. «Аль-манhаж аль-кавим», стр. 260].
قال زين الدين المليباري في كتابه "فتح المعين
Известный ученый мазхаба имама Шафии Зайнуддин Аль-Малибари в своей книге «Фатх Аль-Муин» сказал:
من مات وعليه صلاة فرض لم تقض ولم تفد عنه وفي قول أنها تفعل عنه أوصى بها أم لا حكاه العبادي عن الشافعي لخبر فيه
«Если человек умрет и на нем останутся обязательные намазы, то они не возмещаются за него и не откупаются. Есть мнение, которое гласит, что за покойного можно восполнить его пропущенные намазы вне зависимости от того, завещал покойный это или нет.
Это мнение передает Аль-Убади от имама Аш-Шафии в силу существующего хадиса».
وفعل به السبكي عن بعض أقاربه
(ص38)
«Согласно этому мнению и поступал Ас-Субки за некоторых своих покойных родственников»
[См. «Фатх Аль-Муин», стр. 38].
Однако надо учесть что это слабое мнение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Ссылаясь на вышеприведенные аргументы, можно с уверенностью сказать, что возмещение постов и намазов за живого человека другим за определенную плату, не разрешено.
Отдел фетв, Муфтият РД
Почта: [email protected]
Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag
[1] И'тикаф — поклонение в виде пребывания в мечети.