Зеленые насаждения на могилах

16 Март 2018
10018
Вопрос: 
После похорон на могиле сажают зеленую траву. Для чего это делается, и есть ли для этого основания?

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ ، قَالَ : مَرَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِقَبْرَيْنِ، فَقَالَ : " إِنَّهُمَا لَيُعَذَّبَانِ، وَمَا يُعَذَّبَانِ فِي كَبِيرٍ : أَمَّا أَحَدُهُمَا فَكَانَ لَا يَسْتَتِرُ مِنَ الْبَوْلِ، وَأَمَّا الْآخَرُ فَكَانَ يَمْشِي بِالنَّمِيمَةِ ". ثُمَّ أَخَذَ جَرِيدَةً رَطْبَةً فَشَقَّهَا نِصْفَيْنِ، فَغَرَزَ فِي كُلِّ قَبْرٍ وَاحِدَةً، قَالُوا : يَا رَسُولَ اللَّهِ، لِمَ فَعَلْتَ هَذَا  قَالَ : " لَعَلَّهُ يُخَفَّفُ عَنْهُمَا مَا لَمْ يَيْبَسَا

[ج ١ ص٥٣ رقم الحديث ٢١٦]

В хадисе, переданном от  ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), проходя мимо двух могил, сказал:

«Поистине, их подвергают мучениям за тяжкие грехи, которые вы считаете незначительными: что касается одного из них, то он не очищался от мочи, а другой - распространял сплетни». Сказав это, он повелел принести пальмовую ветвь, разломал её на две части и воткнул половинки на могилы этих людей. Его спросили: «О, Посланник Аллаха, зачем ты сделал это?» Пророк (мир ему и благословение) ответил:

 «Надеюсь, что это облегчит их страдания, пока ветки не засохнут».

См. «Сахих  аль-Бухари», № 216, передал Ибн Аббас.

قال ابن حجر في كتابه "تحفة المحتاج

Известный ученый ибн Хаджар в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет:

 ‎ﻳﺴﻦ ﻭﺿﻊ ﺟﺮﻳﺪﺓ ﺧﻀﺮاء ﻋﻠﻰ اﻟﻘﺒﺮ للإﺗﺒﺎﻉ و سنده ﺻﺤﻴﺢ ﻭﻷﻧﻪ ﻳﺨﻔﻒ ﻋﻨﻪ ﺑﺒﺮﻛﺔ ﺗﺴﺒﻴﺤﻬﺎ ﺇﺫ ﻫﻮ ﺃﻛﻤﻞ ﻣﻦ ﺗﺴﺒﻴﺢ اﻟﻴﺎﺑﺴﺔ ﻟﻤﺎ ﻓﻲ ﺗﻠﻚ ﻣﻦ ﻧﻮﻉ ﺣﻴﺎﺓ ﻭﻗﻴﺲ ﺑﻬﺎ ﻣﺎ اﻋﺘﻴﺪ ﻣﻦ ﻃﺮﺡ اﻟﺮﻳﺤﺎﻥ و نحوه‏

( ‎ج 3 ص 197)

«Желательно положить зеленую ветку на могилу, следуя достоверному хадису Пророка, мир ему и благословение, поскольку благодаря ее тасбиху[1] покойному облегчаются могильные муки, и тасбих зеленой ветки совершеннее восхваления сухой ветки, так как в первой есть проявление жизни.

С этим можно сравнить и привычку класть базилик на могилу покойного и.т.п,».

См. «Тухфат аль-мухтаж», том, 3 стр.197

Далее ибн Хаджар пишет:

ﻭﻳﺤﺮﻡ ﺃﺧﺬ ﺫﻟﻚ ﻛﻤﺎ ﺑﺤﺚ ﻟﻤﺎ ﻓﻴﻪ ﻣﻦ ﺗﻔﻮﻳﺖ ﺣﻖ اﻟﻤﻴﺖ و ظاهره ﺃﻧﻪ ﻻ ﺣﺮﻣﺔ ﻓﻲ ﺃﺧﺬ ﻳﺎﺑﺲ ﺃﻋﺮﺽ ﻋﻨﻪ ﻟﻔﻮاﺕ ﺣﻖ اﻟﻤﻴﺖ ﺑﻴﺒﺴﻪ ﻭﻟﺬا ﻗﻴﺪ ﻭﺃﻧﺪﺏ اﻟﻮﺿﻊ ﺑﺎﻟﺨﻀﺮﺓ ﻭﺃﻋﺮﺿﻮا ﻋﻦ اﻟﻴﺎﺑﺲ ﺑﺎﻟﻜﻠﻴﺔ ﻧﻈﺮا لتقييده - ﺻﻠﻰ اﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ - اﻟﺘﺨﻔﻴﻒ ﺑﺎﻷﺧﻀﺮ ﺑﻤﺎ ﻟﻢ ﻳﻴﺒﺲ

(‎ج 3 ص 197)

«По вынесенному в ходе дискуссии  решению, запрещается убирать ее (зелёную ветку), так как это проявление пренебрежения к правам покойного.

Но согласно более достоверному решению, нет ничего запретного в том, чтобы убрать высохшую ветку, так как право покойного истекает после ее высыхания. Поэтому было упомянуто о желательности класть зеленую ветку, поскольку Пророк, мир ему и благословение, обусловил облегчение мук свежестью ветки, пока она не высохнет».

См. «Тухфат аль-мухтаж» том, 3 стр.197

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

•Отсюда следует, что зелёные насаждения на могиле дозволены и желательны. Но возлагать венки на могилу не следует во избежание  уподобления немусульманам.

Отдел фетв, Муфтият РД

Почта: [email protected]

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

[1] Тасбих-поминание Всевышнего Аллаха.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.