عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ ، قَالَ : مَرَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِقَبْرَيْنِ، فَقَالَ : " إِنَّهُمَا لَيُعَذَّبَانِ، وَمَا يُعَذَّبَانِ فِي كَبِيرٍ : أَمَّا أَحَدُهُمَا فَكَانَ لَا يَسْتَتِرُ مِنَ الْبَوْلِ، وَأَمَّا الْآخَرُ فَكَانَ يَمْشِي بِالنَّمِيمَةِ ". ثُمَّ أَخَذَ جَرِيدَةً رَطْبَةً فَشَقَّهَا نِصْفَيْنِ، فَغَرَزَ فِي كُلِّ قَبْرٍ وَاحِدَةً، قَالُوا : يَا رَسُولَ اللَّهِ، لِمَ فَعَلْتَ هَذَا قَالَ : " لَعَلَّهُ يُخَفَّفُ عَنْهُمَا مَا لَمْ يَيْبَسَا
[ج ١ ص٥٣ رقم الحديث ٢١٦]
В хадисе, переданном от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), проходя мимо двух могил, сказал:
«Поистине, их подвергают мучениям за тяжкие грехи, которые вы считаете незначительными: что касается одного из них, то он не очищался от мочи, а другой - распространял сплетни». Сказав это, он повелел принести пальмовую ветвь, разломал её на две части и воткнул половинки на могилы этих людей. Его спросили: «О, Посланник Аллаха, зачем ты сделал это?» Пророк (мир ему и благословение) ответил:
«Надеюсь, что это облегчит их страдания, пока ветки не засохнут».
См. «Сахих аль-Бухари», № 216, передал Ибн Аббас.
قال ابن حجر في كتابه "تحفة المحتاج
Известный ученый ибн Хаджар в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет:
ﻳﺴﻦ ﻭﺿﻊ ﺟﺮﻳﺪﺓ ﺧﻀﺮاء ﻋﻠﻰ اﻟﻘﺒﺮ للإﺗﺒﺎﻉ و سنده ﺻﺤﻴﺢ ﻭﻷﻧﻪ ﻳﺨﻔﻒ ﻋﻨﻪ ﺑﺒﺮﻛﺔ ﺗﺴﺒﻴﺤﻬﺎ ﺇﺫ ﻫﻮ ﺃﻛﻤﻞ ﻣﻦ ﺗﺴﺒﻴﺢ اﻟﻴﺎﺑﺴﺔ ﻟﻤﺎ ﻓﻲ ﺗﻠﻚ ﻣﻦ ﻧﻮﻉ ﺣﻴﺎﺓ ﻭﻗﻴﺲ ﺑﻬﺎ ﻣﺎ اﻋﺘﻴﺪ ﻣﻦ ﻃﺮﺡ اﻟﺮﻳﺤﺎﻥ و نحوه
( ج 3 ص 197)
«Желательно положить зеленую ветку на могилу, следуя достоверному хадису Пророка, мир ему и благословение, поскольку благодаря ее тасбиху[1] покойному облегчаются могильные муки, и тасбих зеленой ветки совершеннее восхваления сухой ветки, так как в первой есть проявление жизни.
С этим можно сравнить и привычку класть базилик на могилу покойного и.т.п,».
См. «Тухфат аль-мухтаж», том, 3 стр.197
Далее ибн Хаджар пишет:
ﻭﻳﺤﺮﻡ ﺃﺧﺬ ﺫﻟﻚ ﻛﻤﺎ ﺑﺤﺚ ﻟﻤﺎ ﻓﻴﻪ ﻣﻦ ﺗﻔﻮﻳﺖ ﺣﻖ اﻟﻤﻴﺖ و ظاهره ﺃﻧﻪ ﻻ ﺣﺮﻣﺔ ﻓﻲ ﺃﺧﺬ ﻳﺎﺑﺲ ﺃﻋﺮﺽ ﻋﻨﻪ ﻟﻔﻮاﺕ ﺣﻖ اﻟﻤﻴﺖ ﺑﻴﺒﺴﻪ ﻭﻟﺬا ﻗﻴﺪ ﻭﺃﻧﺪﺏ اﻟﻮﺿﻊ ﺑﺎﻟﺨﻀﺮﺓ ﻭﺃﻋﺮﺿﻮا ﻋﻦ اﻟﻴﺎﺑﺲ ﺑﺎﻟﻜﻠﻴﺔ ﻧﻈﺮا لتقييده - ﺻﻠﻰ اﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ - اﻟﺘﺨﻔﻴﻒ ﺑﺎﻷﺧﻀﺮ ﺑﻤﺎ ﻟﻢ ﻳﻴﺒﺲ
(ج 3 ص 197)
«По вынесенному в ходе дискуссии решению, запрещается убирать ее (зелёную ветку), так как это проявление пренебрежения к правам покойного.
Но согласно более достоверному решению, нет ничего запретного в том, чтобы убрать высохшую ветку, так как право покойного истекает после ее высыхания. Поэтому было упомянуто о желательности класть зеленую ветку, поскольку Пророк, мир ему и благословение, обусловил облегчение мук свежестью ветки, пока она не высохнет».
См. «Тухфат аль-мухтаж» том, 3 стр.197
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
•Отсюда следует, что зелёные насаждения на могиле дозволены и желательны. Но возлагать венки на могилу не следует во избежание уподобления немусульманам.
Отдел фетв, Муфтият РД
Почта: [email protected]
Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag
[1] Тасбих-поминание Всевышнего Аллаха.