Использование запретного имущества

16 Март 2018
1064
Вопрос: 
Можно ли есть продукты, купленные на деньги, часть которых своя, часть – взятая в кредит? Если нет, разрешается ли во избежание исрафа¹ отдать эти продукты человеку, который знает, на какие деньги они приобретены, и принимает их в качестве милостыни?

قال المليباري في كتابه فتح المعين

Известный ученый мазхаба имама Аш-Шафии аль-Малибари в своей книге «Фатх аль-муин» пишет:

فائدة:

«Полезное примечание:

قال في المجموع: يكره الأخذ ممن بيده حلال وحرام كالسلطان الجائر وتختلف الكراهة بقلة الشبهة وكثرتها ولا يحرم إلا إن تيقن أن هذا من الحرام وقول الغزالي: يحرم الأخذ ممن أكثر ماله حرام وكذا معاملته: شاذ

[ص258]

В книге "Мажмуъ" имам ан-Навави сказал:

"Нежелательно принимать что-либо от того, чье имущество содержит и дозволенное, и запретное, например, имущество от несправедливого правителя, и нежелательность разнится в зависимости от доли сомнительного в имуществе.

Но это запрещено, если доподлинно неизвестно, что оно добыто именно греховным путем. Мнение же имама аль-Газали о том, что запрещено брать что-либо у человека, большая часть имущества которого состоит из запретного, является исключительным”»

[См. «фатху аль-муин», стр.258].

Ученый Абу Бакр ад-Димьяти в своей книге «Ианат ат-талибин», комментируя слова книги «Фатху аль-муин» сказал:

قوله: يكره الأخذ أي أخذ الصدقة. ومثله المعاملة ببيع أو شراء

«Нежелательно брать такого рода милостыню и совершать сделки торговлю, куплю-продажу, используя запретное.

 قوله: كالسلطان الجائر أي الظالم. ومثله من أكثر ماله من الربا

 [ج2ص241]

К примеру, несправедливому правителю подобен тот, большая часть имущества которого добыта ростовщичеством»

[См. «Фатху аль-муин», том 2, стр.241].

Известный ученый мазхаба имама Аш-Шафии аль-Ширвани в своей книге «Мугни аль-мухтаж» сказал:

قال الشربيني في كتابه "مغني المحتاج"

 ولو غلب الحرام في يد السلطان قال الغزالي حرمت عطيته وأنكر عليه في المجموع، وقال مشهور المذهب الكراهة لا التحريم مع أنه في شرح مسلم جرى على ما قاله الغزالي

[ج 6 ص157]

«Имам аль-Газали писал:

 "Запрещено брать подарок от правителя, если в его имуществе запретное преобладает над дозволенным". Имам Ан-Навави в книге "Мажмуъ" не согласился с этим решением и выразил более достоверное мнение: " В мазхабе нежелательность, а не запрещение". Впоследствии он сошелся с мнением аль-Газали в своей книге "Шарх муслим”»

[См. «Мугни аль-мухтаж», том 6. стр.157].

Имам аль-Куртуби в своей книге «Тафсир аль-куртуби» сказал:

قال القرطبي في كتابه "تفسير القرطبي" قلت: قال علماؤنا إن سبيل التوبة مما بيده من الأموال الحرام إن كانت من ربا فليردها على من أربى عليه، ومطلبه إن لم يكن حاضرا، فإن أيس من وجوده فليتصدق بذلك عنه

[ج3ص366]

«Наши Ученые (ученые маликитского мазхаба) говорят:

"Раскаяние от наживы запретного имущества, если оно приобретено ростовщичеством,– это поиск человека, у которого взяли имущество, и возвращение его добра. А если нет надежды его найти, это имущество отдают как милостыню за него”»

[См. «Тафсир аль-куртуби», том 3, стр.366].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Нежелательно совершать сделки (купля-продажа, подарки) с человеком, у которого в наличии есть запретное имущество, даже если оно меньше дозволенного.

• Если человек совершает сделку, заведомо зная, что имущество из недозволенного, он впадает в грех, поскольку такая сделка запрещена.

• Нельзя держать запретное имущество для личного пользования: оно подлежит возврату хозяевам, а если их невозможно найти, то его нужно отдать в качестве милостыни за них.

_______________________

¹ Исраф- расточительство.

 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.