О ценности давать взаймы

12 Апрель 2018
1850
Вопрос: 
Есть ли вознаграждение человеку, который дает деньги в долг всем, кто просит, и не упрекает за это, не спрашивает, когда вернут?

قال محمد بن شهاب الدين الرملي في كتابه نهاية المحتاج

В своей книге «Нихаят аль-Мухтаж» имама Мухаммад ибн Шихабудин ар-Рамли сказал:

وهو من السنن المتأكدة للآيات الكثيرة والأخبار الشهيرة كخبر مسلم { من نفس عن أخيه كربة من كرب الدنيا نفس الله عنه كربة من كرب يوم القيامة ، والله في عون العبد ما دام العبد في عون أخيه } وصح خبر { من أقرض لله مرتين كان له مثل أجر أحدهما لو تصدق به.

«Отдавать что-то взаймы является очень важной сунной, так как насчёт этого есть много аятов в Коране и известных хадисов. Например, хадис, переданный имамом Муслимом:

 “Тот, кто развеет печаль своего брата в этом мире, тому Аллах развеет печаль в Судный день. Аллах помогает своему рабу, пока тот помогает своему брату”.

Также есть достоверный хадис:

Тот, кто ради Аллаха даст взаймы два раза, тому будет вознаграждение, подобное тому, как если бы он один из этих двух разов отдал не в долг, а как милостыню”».

... ومحل ندبه ما لم يكن المقترض مضطرا وإلا كان واجبا ، وما لم يعلم أو يظن من آخذه أنه ينفقه في معصية وإلا حرم عليهما أو في مكروه كره.

«Отдавать взаймы желательно, если у просящего в долг нет острой нужды, но если человек крайне нуждается в этом (т.е. у него нет другого выхода), то давать взаймы такому человеку обязательно.

Если человек уверен или почти уверен, что тот, кто занимает, будет тратить деньги на что-то греховное, то отдавать взаймы такому человеку запрещено.

Если же человек уверен или почти уверен, что тот, кто берет взаймы, будет тратить их на что-то нежелательное (карахат), то одалживать деньги такому человеку нежелательно».

ويحرم على غير مضطر الاقتراض إن لم يرج وفاءه من سبب ظاهر ما لم يعلم المقرض بحاله

«Человеку, у которого нет крайней необходимости, запрещено брать взаймы, если у него нет реальных возможностей вернуть этот долг.

Но если он знает, что заимодавец в курсе об отсутствии у него очевидной возможности вернуть этот долг, то в этом случае брать взаймы не запрещено».

ويحرم على من أخفى غناه وأظهر فاقته كما يأتي نظيره في صدقة التطوع ويؤخذ منه أن المقرض لو علم حقيقة أمره لم يقرضه ومن ثم لو علم المقترض أن ما يقرضه لنحو صلاحه أو علمه وهو في الباطن بخلاف ذلك حرم عليه الاقتراض أيضا كما هو ظاهر

«Запрещено брать взаймы тому, кто, скрыв свой достаток, показывает ложное состояние бедности, подобно тому, как запрещено показывать такое ложное состояние, чтобы получить милостыню.

Из этого ясно, что если тот, кто даёт взаймы, знает про это мнимое состояние просящего, то он не должен ему одалживать денег.

Поэтому, если тот, кто берет взаймы, знает, что ему одалживают, считая его набожным человеком или ученым (алимом), когда на самом деле он таковым не является, то ему запрещено просить деньги в долг».

ولو أخفى الفاقة وأظهر الغني حالته حرم أيضا لما فيه من التدليس والتغرير

(ج ٤/ ص ٢٢١)

«Также запрещено брать взаймы человеку, скрывающему свою бедность и выставляющему себя как богатого человека (тем самым гарантируя, что он вернёт взятое в долг), так как в этом есть мошенничество и обман»

[См. «Нихаят аль-Мухтаж» том 4, стр. 221].

Имам Ахмад передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:

من انظر معسرا فله كل يوم صدقة قبل ان يحل الدين فإذا حل الدين فأنذره بعد ذلك فله بكل يوم مثليه

«Кто отсрочит бедному (неплатежеспособному) долг, тому за каждый день до наступления оговоренного времени будет засчитано как отдавшему [это имущество] в качестве милостыни.

Когда же наступит оговоренный срок, и он отсрочит ему и в дальнейшем, то за каждый день будет засчитано, как будто он дважды отдал (деньги) в качестве милостыни»

[Имам Ахмад (5/360), ибн Маджа и Хаким].

Отдел фетв, Муфтият РД

Почта: [email protected]

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.