И’тикаф — пребывание в мечети

Вопрос: 
Что такое и’тикаф, и каковы условия его совершения?

Ответ:

И'тикаф в Шариате – это пребывание в мечети с соответствующим намерением.

Основанием данному виду поклонения служит аят Корана, в котором говорится (смысл): «<...> и не приближайтесь к своим жёнам, будучи совершающими и'тикаф...»

[сура «Аль-Бакара», аят 187].

Кроме того, есть хадис, который передала супруга Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Айша, в котором говорится:

 «كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يعتكف العشر الأواخر من رمضان»

«Пророк (мир ему и благословение) совершал и'тикаф в последние десять дней месяца Рамадан»

 [«Сахих аль-Бухари», № 1922].

ДОСТОИНСТВО И’ТИКАФА:

روى ابن ماجه في "سننه"،والبيهقي في "شعب الإيمان"، عن ابن عباس

«Ибн Маджах в своей книге «Сунан» и аль Байхаки в книге «Шуабуль Иман» передают хадис:

«المعتكف يعكف الذنوب و يجري له من الأجر كأجر عامل الحسنات كلها»

«Человек, совершающий и’тикаф, удерживает себя от грехов, и ему записывается вознаграждение, как за совершение всех хороших деяний».

قال ابن قاسم الغزي في شرحه على متن أبي شجاع

В своих комментариях к книге «Абу Шуджа» ибн Касим аль Газийю пишет:

الاعتكاف سنة مستحبة في كل وقت وهو في العشر الاواخر من رمضان أفضل منه في غيره

«И’тикаф- важная сунна, которую желательно совершать в любое время. Однако и’тикаф в последние десять дней и ночей месяца Рамазан ценнее, чем в другие дни и ночи».

УСЛОВИЯ И'ТИКАФА:

(وله) ... (شرطان) أحدهما: (النية)

«Для совершения и’тикафа есть два условия.

Одно из них – это намерение. Например: “Я намереваюсь быть в состоянии и’тикафа”».

و الثاني: (اللبث في المسجد) و لا يكفي في اللبث قدر الطمأنينة بل الزيادة عليه

«Второе условие – это пребывание в мечети.

Недостаточно находиться там на время тума’нината, т.е. на время, за которое можно произнести слово “СубханаЛлах”, – надо пребывать дольше этого времени».

و شرط المعتكف إسلام و عقل و نقاء عن حيض و نفاس و جناية

(ج ١ / ص ٤٥٠)

«Человек, который желает совершить и’тикаф, должен быть:

1. мусульманином

2. разумным

3. в ритуальной чистоте, то есть чистым от менструации (хайза) и послеродовых выделений (нифаса), чистым от джанабата (состояния, когда нужно совершить обязательное купание)»

[См. «Абу Шуджа’», том 1, стр. 450].

Отдел фетв, Муфтият РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.