Орошение водой свежей могилы

Вопрос: 
Для чего поливают водой могилу человека после его захоронения, и какая мудрость в этом?

Ответ:

قال الرملي في كتابه "نهاية المحتاج"، ج-٣، ص-٣٥،

Имам Ар-Рамли в своей книге «Нихаят  аль-Мухтаж» (т.3, с.35) сказал:

(ويندب أن يرش القبر بماء ) لفعله صلى الله عليه وسلم ذلك بقبر ولده إبراهيم  ، ولما فيه من التفاؤل بالرحمة وتبريد المضجع للميت وحفظ التراب من تناثره ، والأولى أن يكون طهورا باردا

«Желательно (суннат) обрызгивать водой могилу после захоронения, так как Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, сделал это на могиле своего сына Ибрахима.

И в этом есть  доброе предзнаменование милости и прохлады в могиле. А еще это защищает землю от рассеивания. Предпочтительно, чтобы эта вода была чистой и прохладной».

قال الإمام الأذرعي: والظاهر كراهته بالنجس أو تحريمه قلت: والأوجه الثاني

«Ученый имам аль-Азра’и сказал: ”Есть мнение, что нежелательно обрызгивать нечистой (наджас) водой, согласно другому мнению, это  (обрызгивание нечистой водой) запрещено (харам). Мое утверждение (т.е. утверждение Имама ар-Рамли), что второе мнение более достоверное”».

... و أن ( يوضع عليه حصى صغار ) لما رواه الشافعي  أنه صلى الله عليه وسلم وضع على قبر ابنه إبراهيم  حصباء

« ... также желательно положить на могилу мелкие камни, так как имам Аш-Шафии  передал, что Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, положил мелкие камни на могилу своего сына Ибрахима».

 ... ويستحب وضع الجريد الأخضر على القبر للاتباع ، وكذا الريحان ونحوه من الأشياء الرطبة ، ويمنع على غير مالكه أخذه من على القبر قبل يبسه لعدم الإعراض عنه ، فإن يبس جاز لزوال نفعه المقصود منه حال رطوبته وهو الاستغفار

« ... желательно положить зеленую ветку на могилу, следуя за Пророком, да благословит Его Аллах и приветствует, также ароматические растения и подобные им любые свежие растения. Запрещено всем, кроме положившего, забирать их до высыхания, так как он, может, ещё не отказался от них и сам захочет забрать.

Если же оно высохло, то забрать имеет право любой, потому что растение уже теряет своё предназначение, какое оно имело, будучи свежим, а это мольба о прощении грехов покойного».

قال الشبراملسي

Аш-Шабрамульси, комментируя слова Ар-Рамли, сказал:

قوله : (ويمتنع على غير مالكه ) أما مالكه فإن كان الموضوع مما يعرض عنه عادة حرم عليه أخذه ; لأنه صار حقا للميت وإن كان كثيرا لا يعرض عن مثله عادة لم يحرم

«Что касается того, кто положил эту ветку и т.д., то ему тоже запрещено забирать её (до высыхания), если эта ветка или др. из числа вещей, от которых обычно люди отказываются и не забирают, поскольку оно уже принадлежит покойному.

Если же он положил их в таком количестве, от которого обычно не отказываются, т.е. много, то в этом случае ему не запрещено забирать».

Отдел фетв, Муфтият РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.