قال ابن حجر في كتابه تحفة المحتاج
Ученый шафиитского мазхаба ибн Хажар в своей книге "Тухфат аль-мухтаж" сказал:
ويشترط لفرضه كرمضان أداء وقضاء وكفارة ومنذور وصوم استسقاء أمر به الإمام (التبييت) أي: إيقاع النية ليلا أي: فيما بين غروب الشمس وطلوع الفجر ...، ويشترط التبييت لكل يوم؛ لأنه عبادة مستقلة
(٣\ ٣٨٦)
«Условием обязательного поста такого, как пост месяца Рамадан (своевременного или возмещаемого), пост, соблюдаемый в качестве искупления штрафа (кафарат), пост обета (назр), и пост, к которому имам призвал соблюдать перед прошением дождя, является намерение, совершённое ночью (после захода солнца до утренней зари), и вознамериваться поститься необходимо каждую ночь, потому что пост каждого дня — это отдельное поклонение, не связанное с предыдущим днём»
[См.: Тухфат аль-мухтаж, т. 3 с. 386].
و قال الإمام الدردير في كتابه الشرح الكبير
Ученый малитского мазхаба имам ад-Дардир в своей книге "Аш-шарх аль-кабир" пишет так:
وكفت نية واحدة (لما) أي لصوم (يجب تتابعه) كرمضان ... وكالنذر المتتابع كمن نذر صوم شهر معين بناء على أنه واجب التتابع كالعبادة الواحدة من حيث ارتباط بعضها ببعض وعدم جواز التفريق فكفت النية الواحدة،
(١\ ٥٢١)
«Достаточно одного намерения для поста всего месяца Рамадан, который нужно соблюдать подряд, ...и для поста обета, когда необходимо поститься подряд в определенный месяц, поскольку обязательство непрерывности (например, в посте Рамадана) подобно одному целому поклонению, нарушать непрерывность, когда для него достаточно одного намерения, недопустимо»
[См.: Аш-шарх аль-кабир, т. 1 с. 521].
قال ابن عابدين في كتابه حاشية ابن عابدين
Касательно этого вопроса ученый ханафитского мазхаба ибн Абидин в своей книге «Хашия ибн Абидин» говорит:
(فيصح) أداء (صوم رمضان .. بنية من الليل) ..(إلى الضحوة الكبرى..)
(٢ \٣٧٧)
«Пост месяца Рамадан, для которого было сделано намерение со времени наступления вечернего намаза и до половины дня (примерно до 11:00 часов), считается действительным»
[См.: Хашия ибн Абидин, т. 2, с. 377].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Согласно шафиитскому мазхабу, намерение, сделанное на весь месяц, будет действительно только для первого дня месяца Рамадан. Однако согласно маликитскому мазхабу, намерение соблюдать пост на весь месяц считается действительным.
• По мнению ханафитских ученых, намерение, сделанное в день соблюдения поста до полудня, действительно в том случае, если постящийся с начала утреннего рассвета не совершал что-либо, что нарушило бы его пост.
Отдел фетв, Муфтият РД
Почта: [email protected]
Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag