Лотереи и жеребьевки в Исламе

Вопрос: 
Какого решение к проводимым в наше время разным видам лотерей и жеребьевок согласно Исламу?

Ответ:

Что касается лотереи и жеребьёвки, то они  относятся к категории «аль-майсир», о котором Всевышний Аллах говорит в Коране:

{ﻳﺄﻳﻬﺎ اﻟﺬﻳﻦ ﺁﻣﻨﻮا ﺇﻧﻤﺎ اﻟﺨﻤﺮ ﻭاﻟﻤﻴﺴﺮ ﻭاﻷﻧﺼﺎﺏ ﻭاﻷﺯﻻﻡ ﺭﺟﺲ ﻣﻦ ﻋﻤﻞ اﻟﺸﻴﻄﺎﻥ ﻓﺎﺟﺘﻨﺒﻮﻩ ﻟﻌﻠﻜﻢ ﺗﻔﻠﺤﻮﻥ}

(Смысл): «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, майсир, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее,  быть может, вы преуспеете»

(Сура «Маида», аят  90).

Сулейман аль-Бужайрами в своих субкомментариях пишет:

ﻗﻮﻟﻪ: ﻭاﻟﻤﻴﺴﺮ ﻫﻮ: اﻟﻘﻤﺎﺭ ﻭﻫﻮ: ﻣﺎ ﻳﻜﻮﻥ ﻓﻌﻠﻪ ﻣﺘﺮﺩﺩا ﺑﻴﻦ ﺃﻥ ﻳﻐﻨﻢ ﻭﺃﻥ ﻳﻐﺮﻡ،

«Аль-майсир — это ставка, (расходование) чего-то материального на то (будь это игра, соревнования и т. д.), что предполагает либо выигрыш, либо убыток»

[См.: Хашия аль-Бужайрами, т. 4, с. 376].

Имам Закария аль-Ансари в своей книге «Фатх аль-Ваххаб», аргументируя запрет «аль-майсира», приводит следующий хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданный Абу Давудом и другими передатчиками хадисов:

"ﺇﻥ اﻟﻠﻪ ﺣﺮﻡ اﻟﺨﻤﺮ ﻭاﻟﻤﻴﺴﺮ

«Всевышний Аллах запретил опьяняющие напитки и аль-майсир»

[См.: Фатх аль-Ваххаб, т. 2, с. 273].

 

Ученый современности Мухаммад Са'ид Рамазан аль-Бути пишет в своём сборнике фетв:

والقاعدة فيه أن كل مال يدفعه الإنسان لقاء فائدة أو هدية أو جائزة مالية، لا يدري هل سينالها أم لا. فهو تعامل محرم لأنه داخل في معنى الميسر.

«Правило гласит, что любое имущество, выплачиваемое лицом за какой-то интерес, подарок или финансовое вознаграждение без ведома, получит он его или нет, есть харам, потому что оно попадает под понятие аль-майсир»

[См.: Машурат иджтима'ия, стр. 77].

Имам Абдулхамид аш-Ширвани в своих субкомментариях пишет следующие слова имама ‘Али аш-Шабрамаллиси:

الحيلة اﻟﻤﺨﻠﺼﺔ ﻣﻦ اﻟﺮﺑﺎ ﻭﻣﻦ اﻟﺸﻔﻌﺔ ﻭاﻟﺰﻛﺎﺓ ﻭﻧﺤﻮﻫﺎ ﻣﻜﺮﻭﻫﺔ؛ لأن .. ﻧﺸﺄﺕ ﻣﻦ ﻋﻘﺪ ﺻﺤﻴﺢ ﺃﺿﻤﺮ ﻣﻌﻪ ﻋﻠﻰ ﺃﻥ ﻳﻔﻌﻠﻪ ﻟﻠﺘﺨﻠﺺ ﻣﻦ اﻹﺛﻢ.

«Уловки, которые выводят из ростовщичества, защищают от претензий компаньона на шуф'ат (преимущественное право покупки), избавляют от обязательности выплаты закята и т. д. , нежелательны (но не запретны), потому что они осуществились в результате действительного шариатского договора, сделки, которая была заключена с намерением освободиться от греха»

[См.: Хашия аш-Ширвани, т. 9, с. 244]

Также имам аш-Ширвани приводит слова Ибн Хаджара аль-Хайтами с его книги аль-Фатх аль-Мубин:

ﻛﻞ ﻣﺎ ﻗﺼﺪ اﻟﺘﻮﺻﻞ ﺇﻟﻴﻪ ﻣﻦ ﺣﻴﺚ ﺫاﺗﻪ ﻻ ﻣﻦ ﺣﻴﺚ ﻛﻮﻧﻪ ﺣﺮاﻣﺎ ﺟﺎﺯ ﺑﻼ ﻛﺮاﻫﺔ ﻭﺇﻻ ﻛﺮﻩ

«Если при использовании шариатского договора купли-продажи, как уловка, и целью  является несомненно сам товар, а не освобождение от греха, то в этом нет нежелательности. А если же целью является не товар, а освобождение от греха, то это нежелательно».

[См.: Хашия аш-Ширвани, т. 4, с. 290]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Лотерея, жеребьевка делится в основном на два вида:

Приобретение лотерейного билета или купона, в результате которого человек становится участником розыгрыша. Подобный вид лотереи однозначно запрещён, и выигрыш недозволен. И имущество, полученное таким образом, должно быть возвращено к их хозяевам, если известно, кто они, а если нет, то его расходуют в места общих интересов мусульман.

Приобретение товара, когда человек становится участником жеребьевки по акции, которую проводит торговое заведение. Здесь все зависит от намерения покупателя. Если его целью, несомненно, является товар, то это дозволено. А если же его целью является не товар, а участие в лоторее, то это нежелательно, так как здесь купля-продажа идёт как уловка для выхода из греха майсира.

Отдел фетв, Муфтият РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.