Посещение мечетей немусульманами

Вопрос: 
Можно ли немусульманам заходить в мечеть?

Ответ:

Имам ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет следующее:

أما الكافر فله دخوله إن أذن له فيه مسلم ... ودعت حاجة إلى دخوله سواء أكان جنبا أم لا

«Немусульмане имеют право заходить в мечеть, даже если они в состоянии джанабата (состояние, когда нужно сделать обязательное купание); если им это разрешит любой мусульманин; если у них есть потребность заходить в мечеть».

... أما الكافرة إذا كانت حائضا وأمنت التلويث ... والأقرب حمل المنع على عدم حاجتها الشرعية وعدمه على وجود حاجتها الشرعية

«Что касается немусульманки, которая в состоянии менструального цикла, то ей тоже можно заходить в мечеть, если нет опасения испачкать помещение; если у неё есть потребность, связанная с шариатом (например, получить ответ на шариатский вопрос и т. д.). Если же у неё нет шариатской потребности, то заходить в мечеть запрещено».

Комментируя вышесказанное, имам аш-Шабрамаллиси пишет:

قوله : ودعت حاجة  أي تتعلق بمصلحتنا كبناء المسجد ولو تيسر غيره ، أو تتعلق به لكن حصولها من جهتنا كاستفتائه أو دعواه عند قاض

«Под словом “потребность” подразумевается потребность, нужная нам (мусульманам), например, строительство мечети (ремонт и т. д.), даже если есть возможность нанять для этого мусульманина. Или же если у иноверца потребность в удовлетворении своего интереса, например, он хочет получить от имама и т. д., ответ на вопрос или же если он хочет подать жалобу Кадию»

[См.: Нихаят аль-Мухтадж, т.1, с. 219].

Имам ан-Навави в своей книге «Равзат ат -Талибин» пишет:

ولا يؤذن له في دخولها لأكل ولا نوم، لكن يؤذن لسماع القرآن أو الحديث والعلم، قال الروياني: وكذا لحاجته إلى مسلم، أو حاجة مسلم إليه

«Нельзя разрешать немусульманину заходить в мечеть для того чтобы поесть, поспать, но можно разрешить для того чтобы он послушал чтение Корана, хадисов, шариатские науки. Имам Ар-Рав’яни дополняет: «А также можно разрешить ему заходить в мечеть, если ему нужно что-то от мусульманина, находящегося в мечети, или же мусульманину, находящемуся в мечети, что-то нужно от него»

[См.: Равзат ат-Талибин, т. 9, с. 499].

Так же имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму’» пишет:

قال أصحابنا: لا يمكن كافر من دخول حرم مكة

«Ученые нашего (шафиитского) мазхаба говорят, что нельзя разрешать немусульманам заходить на территорию Харама (г. Мекка и определенная территория вокруг неё)»

[См.: Аль-Маджму’, т. 2, с. 201].

Известный учёный ханафитского мазхаба ибн 'Абидин в своих комментариях «Радд аль-Мухтар», передаёт слова имама ас- Сархаси:

فأما عندنا لا يمنعون كما لا يمنعون عن دخول سائر المساجد

«Согласно нашему (ханафитскому) мазхабу нельзя запрещать иноверцам заходить в Масджидуль-Харам (мечеть в Мекке), а также и в другие мечети»

[См.: Радд аль-Мухтар, т. 4, с. 209].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Иноверцы имеют право заходить в любую мечеть, кроме мечетей на территории Харама (Мекка и определенная территория вокруг неё), если им даст на это разрешение любой совершеннолетний мусульманин или мусульманка; если у них есть потребность заходить в мечеть, например, узнать что-то про Ислам и т.д.

По мазхабу имама Абу Ханифы немусульмане имеют право заходить в любую мечеть без каких-либо условий.

Отдел фетв, Муфтият РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.