Аплодисменты в Исламе

Вопрос: 
Как Ислам относится к аплодированию во время заседаний и собраний и т.д.?

Ответ:

Аплодирование относится к категории действий, выражающих поддержу, иногда сопровождающихся эмоциями и т. д.

Относительно данного вопроса среди ученых есть полемика кто, где, когда, для чего совершает это действие.

После изучения этого вопроса, согласно мазхабу имама аш-Шафии, отдел фетв пришел к следующему заключению.

Относительно аплодирования на заседаниях и собраниях нет ни прямого запрета, ни нежелательности, если только этим не выражают поддержку порицаемому шариатом действию, а если аплодируют,  поддерживая то, что относится к запретному в Исламе, то это запрещено.

Что касается женщин, то им разрешено издавать звук хлопка в намазе, если имам ошибся, а что касается хлопания вне намаза, то это больше подходит им, нежели мужчинам.

Ученый шафиитского мазхаба Ибрахим аль-Баджури пишет в своих субкомментариях:

واختلف في التصفيق خارج الصلاة

«Среди ученых существует полемика о дозволенности хлопания вне намаза.

فقيل يحرم بقصد اللعب ويكره بلا قصد اللعب وهذا هو المعتمد عند الرملي

Есть мнение, что запрещено аплодировать, рукоплескать ради забавы, веселья и нежелательно это делать просто так. И это решение является более верным по мнению имама ар-Рамли.

وقيل يكره ولو بقصد اللعب وإن كان فيه نوع طرب وهذا هو المعتمد عند ابن حجر في شرح الإرشاد

Также есть мнение, что нежелательно аплодировать даже ради забавы, веселья, а также если оно может привести в состояние некоторой возбужденности, как и пение. И это решение является более верным по мнению ибн Хаджара, которое он изложил в книге «Шарх ал-Иршад».

 وقيل يحرم إن قصد به التشبه بالنساء لأنه من وظيفتهن وإلا كره

Еще есть мнение, согласно которому запрещено аплодировать с целью уподобления женщинам, поскольку это их занятие. А если нет такой цели, то это нежелательно.

وهذا كله فيما إذا لم يحتج إليه. فإن احتيج إليه لتهييج الذكر كما يفعله الفقراء أو لضبط الأنغام كما يفعله الفقهاء في الليالي أو لتدريس كما يفعله المدرسون في الدرس لم يحرم بل ربما كان مطلوبا

Вся эта полемика относительно хлопания имеет место быть, если речь идет о хлопании без нужды. А если же есть нужда, как побуждение в ходе коллективного зикра, или же регулирование воспевания стихов, как это практикуют ученые исламского права в определенные ночи, или привлечение внимания во время преподавания, как это делают учителя на уроках, то это не запрещено. Напротив, в некоторых случаях оно даже приветствуется»

[См.: Хашия аль-баджури, т. 1, с. 260].

© Отдел фетв Муфтията РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.