Квас — дозволенный напиток?

Вопрос: 
Относится ли квас к категории «халяль»?

Ответ:

Квас является дозволенным напитком, потому что естественный процент этанола (спирта) в нём неспособен опьянить человека, так как период его брожения недолог. Но если квас слишком застоится, вследствие чего станет бродить и приобретёт свойство опьянять, то квас станет нечистым (наджасом) и употреблять его запрещено.

Свойство вещества вызывать у человека состояние опьянения (изменение психологических, физиологических и поведенческих функций) – основание считать тот или иной напиток нечистой (наджасой), и запретить его употребление. Если содержание этанола (спирта) в нем, вызываемого путём естественного брожения или же брожения с помощью каких-то добавок, достигнет такого процента, что может привести к потере восприятия (способности к пониманию), его запрещено употреблять. Если же напиток не содержит естественного этанола (спирта), способного привести к потере восприятия, то напиток, подобно квасу, кумысу, кефиру, разрешено употреблять.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Если квас изготовлен производителями спиртных напитков и пропущен через тот же аппарат, в котором настаивался алкоголь, без его должной очистки, то квас будет считаться нечистотой, и его запрещено употреблять.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

كل شراب أسكر كثيره من خمر أو غيرها… (حرم قليله) وكثيره لخبر الصحيحين «كل شراب أسكر فهو حرام» وصح خبر «أنهاكم عن قليل ما أسكر كثيره» وخبر «ما أسكر كثيره قليله حرام»… وروى مسلم «كل مسكر خمر وكل خمر حرام».

«Любой напиток, который опьяняет в большом количестве, является запретным и в малом, и в большом количестве, будь это вино или что-то другое, в соответствии с хадисом, который передаёт имам аль-Бухари и Муслим: “Любой опьяняющий напиток – харам (запретное)”. Также является достоверным предание (хадис) Посланника Аллаха, да будет доволен им Аллах: “Я запрещаю вам употреблять малое количество того, что опьяняет в большом количестве

Муслим передаёт: “Всё опьяняющее – хамр (спиртное), и всё опьяняющее – харам (греховно)”»[1]

المراد بالإسكار… مجرد تغييب العقل

«Под опьянением подразумевается только лишь помутнение рассудка»[2]

علة النجاسة والتحريم الإسكار.

«Причина запрета спиртных напитков и их нечистоты в том, что от них мутнеет рассудок человека»[3]

عصير العنب إذا ظهر فيه التغير وصار مغطيا للعقل ولم تصر فيه شدة مطربة صار نجسا

«Виноградный сок становится нечистым (наджас), когда в нем происходят изменения, и он вызывает помутнение рассудка, даже если не меняет настроения»[4]

Отдел фетв Муфтията РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

[1] [См.: Ибн Хаджар, Тухфат аль-Мухтадж, т. 9, с. 178].

[2] [См.: Ибн Хаджар, Тухфат аль-Мухтадж, т. 1, с. 289].

[3] [См.: Ибн Хаджар, Тухфат аль-³ Мухтадж, т. 1, с. 303].

[4] [См.: Хашия аш-Шабрамалляси, т. 1, с. 234].

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.