Чтение азана через усилитель звука

Вопрос: 
Можно ли применять усилитель звука при чтении азана для большей слышимости? И можно ли убавить звук усилителя, если дети и больные, живущие по соседству, пугаются громкого азана?

Ответ:

• Азан введен для того чтобы извещать о наступлении времени намаза. Он является символом Ислама, и, следовательно, необходимо, чтобы все жители населённого пункта услышали извещение о наступлении времени намаза. Если в каком-то из кварталов города азан не слышен, то ответственность за его чтение не снимается, пока он там не будет оглашен.

Что же касается чтения азана на возвышенности, то это желательно, если в этом есть необходимость. Но в наше время усилители звука и динамики нивелируют эту необходимость, в связи с чем нет желательности подниматься на минбар, поскольку динамик — более эффективное средство доведения азана до отдалённых кварталов города. Это, в свою очередь, облегчает задачу муэдзина и снимает потребность их [муэдзинов] большого количества.

• Однако если акустическая система настроена так, что люди, живущие вблизи мечети страдают от его громкости, то необходимо перенастроить прибор.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

الأذان... ذكر مخصوص شرع أصله للإعلام بالصلاة المكتوبة

«Азан — особый вид поминания Всевышнего Аллаха, введенный для извещения людей о наступлении времени обязательного намаза».[1]

يحصل له أصل السنة بمجرد الرفع فوق ما يسمع نفسه أو أحدا من المصلين وكمال السنة بالرفع طاقته بلا مشقة، ومع ذلك لو لم يسمع من البلد الا جانب لم يسقط الطلب عن غيرهم.

«В целом, сунна осуществляется, если муэдзин прочтёт азан шепотом, слышным лишь ему (это если он совершает намаз индивидуально), или же если услышит один из группы молящихся (это если намаз совершается коллективно). Однако полноценная сунна осуществляется чтением азана во весь голос, но не перетруждая себя. Тем не менее, если в городе азан будет слышен только в одной его стороне, то необходимость доводить его до остальных сторон не отпадает».[2]

إن أذن أو أقام (لجماعة)، فينبغي إسماع واحد جميع كلماته أما المؤذن أو المقيم لنفسه فيكفيه إسماع نفسه فقط

«Если азан или камат читается для коллективного намаза, то необходимо читать так, чтобы весь азан слышал хотя бы один человек из коллектива. А что касается того, кто читает азан и икама для индивидуального намаза, то ему достаточно просто прочитать их шёпотом».[3]

أي: بالفعل، وأما الباقون فيكفي إسماعهم بالقوة، بحيث لو أصغوا لسمعوا. قال ش ق: هذا بالنسبة لأصل السنة، أما كمالها فلا يحصل إلا بسماع كلهم بالفعل. ومحل هذا في غير ما يحصل به الشعار، أما هو فشرطه أن يظهر في البلد بحيث يبلغ جميعهم بالفعل. فيكفي في القرية الصغيرة في موضع، وفي الكبيرة في مواضع، بحيث يظهر الشعار بها. فلو أذن واحد في جانب فقط حصلت السنة فيه دون غيره

«Имеется в виду, что необходимо довести азан хотя бы до одного из членов коллектива фактически. Что касается остальных его членов, то достаточно, чтобы они могли услышать азан теоретически, т. е. если они пристально прислушаются, то азан дойдет до их слуха.

Имам аш-Шаркави сказал: “Таким методом сунна осуществляется в целом. Полноценно же сунна осуществляется только фактическим оповещением всего коллектива. Однако это все не удовлетворяет требование к азану как символу Ислама, потому что условием азана является донесение призыва к молитве до слуха каждого горожанина фактически. Таким образом, в небольшом селе достаточно прочитать азан в одном месте, а в большом населенном пункте необходимо наличие нескольких мест, откуда бы он доносился.  Если азан прочитают только в одной части населенного пункта, то сунна осуществится только там, но не в остальной части».[4]

وأن يؤذن ويقيم (قائما) وعلى عال احتيج إليه

«Желательно, чтобы муэдзин прочитал азан и камат на возвышенности, если в этом будет необходимость».[5]

الأذان شرع للإعلام والغرض به إظهار الشعائر وكونه على عال أظهر في حصول المقصود

«Азан введен для того чтобы извещать о наступлении времени намаза. И цель азана — быть символом Ислама, а этому более всего способствует чтение азана на возвышенности».[6]

Отдел фетв Муфтията РД, [07.08.19 17:09]

"لا ضرر ولا ضرار"

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Не [причиняй] вреда себе и другим».[7]

 

Отдел фетв Муфтията РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

 

[1] См.: Тухфат аль-Мухтаж, т. 1, с. 460.

[2] См.: Али аш-Шабрамалляси, Хашия аш-Шабрамаляси, т. 1, с. 404.

[3] См.: Зайнуддин аль-Майлибари, Фатх аль-Муин, с. 153.

[4] См.: Абу Бакр Усман ад-Дим’яти аль-Бакри, И’анат ат-Талибин, т. 1, с. 273.

[5] См.: Ибн Хаджар, Тухфат аль-Мухтадж, т. 1, с. 468.

[6] См.: Сулейман аль-Джамал, Хашия аль-Джамал, т. 1, с, 305.

[7] См.: Ахмад №2865, Ибн Маджа №2341, ад-Дарукутни №3079.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.