ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!
Если человек что-то насильно забрал, украл и т.д., то он должен вернуть это все, и ему запрещено (харам) использовать их для своей выгоды.
Если человек купил у другого товар за наличные запретные средства, а затем продал с наценкой, то их сделка недействительна, и тому, кто купил товар на запретные средства, запишется грех за то, что он использовал чужое имущество.
Прибыль, полученная им от перепродажи товара, будет принадлежать первому владельцу товара.
Человек купил товар в долг, затем расплатился запретными средствами, продав этот товар и получив прибыль. В данном случае ему запишется грех за то, что он использовал чужое имущество, но прибыль будет для него дозволенной, так как его сделка считается действительной.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة نهاية المحتاج: أما نماء المغصوب كما لو اتجر الغاصب في المال المغصوب فالربح له فلو غصب دراهم واشترى شيئا في ذمته ثم نقدها في ثمنه وربح رد مثل الدراهم عند تعذر رد عينها فإن اشترى بالعين بطل.
(قوله: فإن اشترى بالعين بطل) أي والزيادة للبائع فإن جهل كان ذلك من الأموال الضائعة وأمرها لبيت المال.[¹]
عبارة اعانة الطالبين: (قوله: ولو اشترى طعاما إلخ) بين هذه المسألة الغزالي فقال: وأما المعصية التي تشتد الكراهة فيها: أن يشتري شيئا في الذمة ويقضي ثمنه من غصب أو مال حرام.[²]
____________
[¹] См.: Нихая аль-мухтадж (с субкомментариями имамам аш-Шабрамаллиси, т. 5, с. 183.
[²] См.: Ианат ат-талибин, т. 3, с. 13.
Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инста: https://instagram.com/fatavadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527