Ложиться на правый бок

28 Сентябрь 2021
2489
Вопрос: 
Считается ли сунной ложиться на правый бок после утреннего ратибат-намаза?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

После совершения двух ракаатов сунната перед утренним намазом желательно прилечь. В какой бы форме человек ни  прилёг, это будет считаться исполнением сунны. Но лечь на правый бок в той позе, в какой укладывают покойника в нишу могилы, является более желательным.

Мудрость этого действия заключается в том, чтобы человек большую часть времени, прожитой на земле, совершал благие дела и готовился к смерти, помня о том, что его когда-нибудь положат в могилу.

Если человек не хочет ложиться, то желательно время между суннат-намазом и фардом занять каким-либо разговором, чтением Корана, зикром или поменять место совершения суннат-намаза и фарда. Если человек разделил суннат-намаз и фард каким-либо разговором, а после захотел прилечь, то это тоже считается исполнением сунны.

Такое же решение относительно возмещающего утреннюю молитву и того, кто откладывает суннат-намаз для совершения его после фарда. То есть сначала он совершает фард-намаз, после ложится на бок, затем совершает сунну.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: ويسن...... وأن يضطجع، والأولى كونه على شقه الأيمن بعدهما وكأن من حكمه أنه يتذكر بذلك ضجعة القبر حتى يستفرغ وسعه في الأعمال الصالحة ويتهيأ لذلك، فإن لم يرد ذلك فصل بينهما أو تحول ويأتي هذا في المقضية وفيما لو أخر سنة الصبح عنها كما هو ظاهر.[¹]
عبارة نهاية المحتاج مع حاشية الشبراملسي: قوله: (وأن يضطجع) ويحصل أصل السنة بأي كيفية فعلت، والأولى أن يستقبل القبلة بوجهه ومقدم بدنه؛ لأنها الهيئة التي تكون في القبر فهي أقرب لتذكير أحواله، فإن لم يتيسر له تلك الحالة في محله انتقل إلى غيره مما يسهل فعلها فيه (قوله: فصل بينهما) أي الركعتين (قوله: بنحو كلام) ظاهره ولو من الذكر أو القرآن؛ لأن المقصود منه تمييز الصلاة التي فرغ منها من الصلاة التي يشرع فيها، وينبغي أن اشتغاله بنحو الكلام لا يفوت سن الاضطجاع حتى لو أراده بعد الفصل المذكور حصل به السنة (قوله: ويأتي ذلك في المقضية) قضيته أنه إذا أخر سنة الصبح عنها ندب له الاضطجاع بعد السنة لا بين الفرض وبينها. والظاهر خلافه؛ لأن الغرض من الاضطجاع الفصل بين الصلاتين كما يشعر به قوله: فإن لم يرد ذلك فصل بينهما.[²]

_____
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 2, с. 220.
[²] См.: Нихая аль-мухтадж (с субкомментариями Имама аш-Шабрамалляси), т. 2, с. 107.

Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инста: https://instagram.com/fatavadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.