ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие его Посланнику Мухаммаду!
Шафиитские богословы одобряют мавлид, поскольку мавлид – это возможность или повод проявить почтение к Пророку, мир ему и благословение, и выразить радость по поводу его рождения, появления на свет. При этом сам мавлид состоит только из дозволенных элементов, таких как рецитация Корана, пересказа сиры (жизнеописания) или хадисов Пророка, мир ему и благословение, угощения и раздачи милостыни. Соответственно, запрещать его безосновательно и порицательно. Что касается пения мавлида, о нем уже было сказано в фетве № 511.
Приведем в подтверждение вышесказанного несколько пассажей из книг авторитетных богословов шафиитского мазхаба:
1. Имам Абдухамид аш-Ширвани пишет:
«В сборнике фетв имама ас-Суюти в разделе о свадебном торжестве (валиме), написано: “Поступил вопрос о проведении мавлиду ан-Наби – праздновании дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в месяц Раби аль-авваль: “Каково решение касательно проведения мавлида с точки зрения шариата: дозволено это или порицаемо, и будет ли вознагражден тот, кто практиковал мавлид или нет?”
Имам ас-Суюти сказал: “Ответ на этот вопрос такой: “Воистину, основа практики мавлида (мавлид – это собрание, где читают Коран в меру своих сил, пересказывают истории о начале пророческой миссии, говорят о чудесах, произошедших в день рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а по окончании угощаются и расходятся по своим делам — и все) является одним из богоугодных нововведений, за совершение которых человек заслуживает вознаграждение, потому что в этих действиях усматривается почитание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и выражение радости по поводу дня его рождения”.
Далее, имам ас-Суюти упомянул, что первым, кто отпраздновал мавлид, был царь аль-Музафар, правитель Эрбиля, а с ним на мавлиде присутствовали видные улемы и суфии и что хафиз (знаток хадиса) Абу аль-Хаттаб бин Дахия написал правителю книгу о мавлиде, которую назвал “Ат-Танвир фи мавлиди аль-башир ва ан-назир”».
2. Имам ас-Суюти цитирует следующую фетву Хафиза ибн Хаджара аль-Аскаляни:
«Что касается практикуемых в мавлиде действий, то следует ограничиться тем, что позволяет осознать благодарность Всевышнему Аллаху, подобно чтению Корана, угощению, милостыне, пению поэм о хвалебных качествах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или стихов о аскетичном образе жизни, т.е. теми действиями, которые побудят к совершению богоугодных деяний.
А что касается увеселений и забав, практикуемых в мавлиде, то необходимо уточнить, что, если они проводятся дозволенными в Исламе способами, а именно в форме, выражающей радость по поводу наступления этого дня, то дозволено дополнить ими празднование мавлида. Если же это что-либо из запретного или нежелательного, а также то, что предпочтительнее не совершать (хиляф аль-авля), то недопустимо добавлять это к празднованию мавлида,)».
3. Имам ад-Димьяти аль-Бакри пишет:
«Имам ас-Сахави сказал: “Воистину, празднование мавлида (дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) возникло после третьего века, и с тех пор и по сей день мусульмане всех областей и крупных полисов не прекращают праздновать мавлид, раздавать различные милостыни (садака) в ночь на мавлид и уделять внимание чтению благодатного мавлида. И за это они получают изобильную благодать”».
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة حاشية الشرواني: في فتاوى الحافظ السيوطي في باب الوليمة أنه وقع السؤال عن عمل المولد النبوي في شهر ربيع الأول ما حكمه من حيث الشرع وهل هو محمود أو مذموم وهل يثاب فاعله أو لا؟ قال: والجواب أن أصل عمل المولد الذي هو اجتماع الناس وقراءة ما تيسر من القرآن ورواية الأخبار الواردة في مبدأ أمر النبي - صلى الله عليه وسلم - وما وقع في مولده من الآيات ثم يمد لهم سماط يأكلونه وينصرفون من غير زيادة على ذلك من البدع الحسنة التي يثاب عليها صاحبها لما فيه من تعظيم قدر النبي - صلى الله عليه وسلم - وإظهار الفرح والاستبشار بمولده الشريف ثم ذكر أن أول من أحدث فعل ذلك الملك المظفر صاحب أربيل وأنه كان يحضر عنده في المولد النبوي أعيان العلماء والصوفية وأن الحافظ أبا الخطاب بن دحية صنف له مجلدا في المولد النبوي سماه التنوير في مولد البشير النذير.[¹]
عبارة الحاوي للفتاوى: وأما ما يعمل فيه فينبغي أن يقتصر فيه على ما يفهم الشكر لله تعالى من نحو ما تقدم ذكره من التلاوة والإطعام والصدقة وإنشاد شيء من المدائح النبوية والزهدية المحركة للقلوب إلى فعل الخير والعمل للآخرة، وأما ما يتبع ذلك من السماع واللهو وغير ذلك فينبغي أن يقال: ما كان من ذلك مباحا بحيث يقتضي السرور بذلك اليوم لا بأس بإلحاقه به، وما كان حراما أو مكروها فيمنع، وكذا ما كان خلاف الأولى.[²]
عبارة إعانة الطالبين: قال السخاوي: إن عمل المولد حدث بعد القرون الثلاثة ثم لا زال أهل الإسلام من سائر الأقطار والمدن الكبار يعملون المولد، ويتصدقون في لياليه بأنواع الصدقات، ويعتنون بقراءة مولده الكريم، ويظهر عليهم من بركاته كل فضل عميم.[³]
_____________
[¹] См: Хашия аш-Ширвани аля Тухфат аль-мухтадж, т. 7, с. 423.
[²] См.: Имам ас-Суюти, Аль-Хави лиль-Фатава, т. 1, с. 229.
[³] См.: Ад-Димьяти аль-Бакри, И’ана ат-Талибин, т. 3, с. 414.
Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Инста: instagram.com/fatavadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527