Бракосочетание с условиями

18 Январь 2022
1971
Вопрос: 
Считается ли никях (бракосочетание), если супруги ставят условия при его заключении?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

Условия при бракосочетании делятся на несколько пунктов:

1. Условие, в котором оговаривается право на расторжение брака, без каких-либо уважительных причин (половое бессилие, необеспечение жены и т. д). Это условие в процессе брачного договора делает никях недействительным.

2. Условие, которое предполагает право на аннулирование махра (брачного подарка) или же изменения на другой в одностороннем порядке. По достоверному мнению, не влияет на действительность никяха в отличие от махра.

3. Условия, где оговариваются соблюдение прав супругов или условия, не касающиеся прав бракосочетания или не имеющие значения. Например, брак, заключённый на условиях, что муж (или супруга) будут питаться только определенной пищей. Такое условие тоже не препятствует действительности никяха, но условия аннулируются.

4   Условия, не соответствующие правам супругов, и не противоречащие основной цели (копуляции) брака.  Например, такие условия, как запрет не жениться на второй или отказ обеспечивать жену. На законность никяха это не влияет, а условия аннулируются и махр (брачный дар) недействителен.

5.  Условие, противоречащее основной цели (копуляции), ради которой заключается бракосочетание. Например, условия опекуна невесты, предполагающие запрет вступать с ней в половую близость, или ограничение в близости (например, не более одного раза в неделю) или развод после бракосочетания. Никях с таким условием недействителен. А если условие, ограничивающее или отменяющее копуляцию, ставит сам супруг, то никях действителен.

Примечание:

Стоит отметить, что условия действуют, если они оговариваются в процессе заключения брачного договора. 

В случаях, где махр (брачный дар) недействителен, супруг обязан выплатить такой махр, который выплачивают женщине ее статуса (махр аль-мисли), а не то, что было принято при заключении брака.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج مع المتن:  (ولو شرط) في صلب العقد إذ لا عبرة بما يقع قبله أو بعده ولو في مجلسه..(خيارا في النكاح بطل النكاح) لمنافاته لوضع النكاح من الدوام واللزوم (أو) شرط خيارا (في المهر فالأظهر صحة النكاح) لأنه لاستقلاله لا يؤثر فيه فساد غيره (لا المهر) لأن الصداق لم يتمحض للعوضية بل فيه شائبة النحلة فلم يلق به الخيار لأنه إنما يكون في المعاوضة المحضة فيجب مهر المثل.(وسائر الشروط) أي باقيها (إن وافق مقتضى النكاح) كشرط القسم والنفقة (أو لم يتعلق به غرض) كأن لا تأكل إلا كذا (لغا) الشرط أي لم يؤثر في صحة النكاح والمهر... (وصح النكاح والمهر) كالبيع (وإن خالف) مقتضاه (ولم يخل بمقصوده الأصلي) وهو الاستمتاع  سواء أكان لها (كشرط أن لا يتزوج عليها أو) عليها كشرط أن (لا نفقة لها صح النكاح) (وفسد الشرط) لأنه مخالف للشرع وصح خبر «كل شرط ليس في كتاب الله تعالى فهو باطل» (والمهر) إذ لم يرض شارط ذلك بالمسمى إلا عند سلامة شرطه فيجب مهر المثل (وإن أخل) الشرط بمقصود النكاح الأصلي (ك) شرط ولي الزوجة على الزوج (أن لا يطأها) مطلقا أو في نحو نهار وهي محتملة له أو أن لا يستمتع بها (أو) شرط الولي أو الزوج أن (يطلقها) بعد زمن معين أو لا (بطل النكاح) للإخلال المذكور... أما إذا كان الشارط لعدم الوطء هو الزوج فلا بطلان كما في الروضة وغيرها لأنه حقه فله تركه.
(قول المتن ولو شرط خيارا في النكاح إلخ)... قال ع ش قال في شرح الإرشاد ولا يضر شرط الخيار على تقدير وجود عيب كما بحث لأنه تصريح بمقتضى العقد وقياسه أنه لا يضر شرط طلاق على تقدير الإيلاء أو تحريم على تقدير وطء الشبهة انتهى ولا محيص عن ذلك للمتأمل وإن خالفه م ر سم على حج والأقرب ما قاله سم وهو الحق الذي لا محيص عنه بل مأخوذ من عموم قول المصنف وسائر الشروط.

См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 7, с. 386 -388.

Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Инста: instagram.com/fatavadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.