Пятничный сафар

20 Сентябрь 2022
4163
Вопрос: 
Можно ли выйти в путь (сафар) в пятницу или в ночь на пятницу?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Недозволенно (харам) выезжать в пятницу из места, где совершается пятничный намаз, тому, кто обязан его совершить, после наступления времени утреннего намаза, если нет хотя бы предположения, что будет возможность его совершить в пути или на месте прибытия.

Если путник предполагает возможность совершить джума-намаз в пути, на месте прибытия или он вынужден выехать из-за каких-то обстоятельств, то ему дозволено выехать. Что касается поездки в ночь на пятницу, то это нежелательно.

Примечание:

Отметим, что данное решение касается только дозволенной поездки. Если же поездка недозволенная (харам), то, не совершив пятничного намаза, выезжать запрещено категорически.

По более аргументированному мнению, вышеупомянутое решение распространяется  на все поездки: на дозволенную ради торговли, обязательную или желательную ради обязательного или желательного хаджа или умры.

В качестве довода на нежелательность выезда в ночь на пятницу богословы шафиитского мазхаба приводят хадис Пророка (мир ему и благословение), хотя он считается слабым: «Человека, который вышел в путь в ночь на пятницу, будут проклинать ангелы, находящиеся рядом с ним». Именно этим богословы объясняют запретность выезда в путь в день пятницы.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة المنهاج مع تحفة المحتاج: (ويحرم على من لزمته) الجمعة، وإن لم تنعقد به كمقيم لا يجوز له القصر (السفر بعد الزوال) لدخول وقتها (إلا أن تمكنه الجمعة) أي يتمكن منها بأن يغلب على ظنه ذلك..(في طريقه) أو مقصده كما بأصله.. (أو يتضرر بتخلفه عن الرفقة) لها فلا يحرم إن كان غير سفر معصية دفعا لضرره.. (وقبل الزوال كبعده) في التفصيل المذكور (في الجديد إن كان سفرا مباحا)؛ لأن الجمعة مضافة إلى اليوم.. (وإن كان طاعة) مندوبا أو واجبا (جاز) قطعا لخبر فيه لكنه ضعيف (قلت الأصح أن الطاعة كالمباح والله أعلم) فيحرم نعم إن احتاج السفر لإدراك نحو وقوف عرفة أو لإنقاذ نحو مال أو أسير جاز، ولو بعد الزوال بل يجب لإنقاذ الأسير أو نحوه كقطع الفرض لذلك..[¹]

عبارة حاشية البجيرمي على الخطيب: ويكره السفر ليلتها بأن يجاوز السور قبل الفجر. قال في الإحياء: لأنه ورد في حديث ضعيف جدا أن {من سافر ليلة الجمعة دعا عليه ملكاه أي قالا: لا نجاه الله من سفره، ولا أعانه على قضاء حاجته}. وإذا كان هذا في سفر الليل الذي لا إثم فيه فيكون في سفر النهار الذي فيه الإثم أولى كما قاله شيخنا ح ف.[²]
________
[¹]См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 2, с. 415- 417.
[²] См.: Хашия аль-Буджайрами ‘аля аль-Хатыб, т. 2, с. 187.

 

Отдел фетв Муфтията РД

↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Вк: https://vk.com/public173383186
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.