Отрицание существования джиннов

27 Сентябрь 2022
4168
Вопрос: 
Каково решение относительно мусульманина, который отрицает существование джиннов?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Существование джиннов и шайтанов упоминается во многих аятах Корана и в достоверных хадисах Пророка ﷺ и считается очевидно общеизвестной истиной в Исламе, которую единогласно подтверждают все исламские ученые.

О существовании джиннов в Коране в суре «Аз-зарият», в 56 аяте говорится следующее:

(وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ)

(Смысл): «Я не сотворил джиннов и людей, кроме как для поклонения Мне».

Также в суре «Аль-муъминун», в 98 аяте говорится:

(وَقُلْ رَبِّ أَعُوذُ بِكَ مِنْ هَمَزَاتِ الشَّيَاطِينِ * وَأَعُوذُ بِكَ رَبِّ أَنْ يَحْضُرُون)

(Смысл): «И скажи: “О Господи, я прибегаю к Тебе (за защитой) от наущений шайтанов”». 

В этих и в подобных аятах все исламские ученые считают, что речь идёт о реальных существах, именуемых джиннами, и что шайтаны являются их видами.

Имам Ан-Навави, да помилует его Аллах, в своем труде «Минхадж ат-талибин» в разделе вероотступничества дает следующее пояснение:
«Всякий, кто отрицает Творца или Пророка ﷺ или считает ложным Пророка ﷺ, отрицает обязательность или запретность того, на чем единогласно сошлись исламские ученые (ижма’), или дозволит запретное, например, запрет на прелюбодеяние, или наоборот или внутренне решится в будущем на отрекание от Ислама (куфр), или усомнится в этом, то он однозначно впадает в неверие. 

Комментируя его слова «...на чем единогласно сошлись исламские ученые», имам Ибн Хаджар Аль- Хайтами поясняет, что отрицание общеизвестного вопроса не будет куфром, если отрицающий никак не мог знать об этом, поскольку некоторые вопросы религии могут быть достоверно и очевидно общеизвестными для кого-то, но для кого-то нет, и  в таком случае в куфр  впадает только тот, кто был осведомлён в данном вопросе.

Следовательно, мусульманин, сведущий в этом вопросе или не сведущий, но проживающий в обществе мусульман и не имеющий оправдания в неосведомлённости в данном вопросе из-за ее общеизвестности как среди ученых, так и среди простонародья, отрицая подобное, становится вероотступником и выходит из религии, поскольку это является явным отрицанием коранических аятов и опровержением того, с чем пришёл Пророк Мухаммад ﷺ.

Такой человек обязан покаяться от этого неверия и должен обновить свой иман (уверование), произнеся слова шахады (формулу единобожия).

Примечание:

А тот, кто не осведомлен в данном вопросе, и неосведомлённость оправдывается его недавним принятием ислама, и тот, кто проживает вдали от ученых, и тот, чье отрицание носит иносказательный характер в понимании сущности джиннов, а не в их существовании, в куфр не впадает. 

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة منهاج الطالبين: باب الردة: فمن نفى الصانع أو الرسول أو كذب رسولا أو حلل محرما بالإجماع كالزنا أو عكسه أو نفى وجوب مجمع عليه أو عكسه أو عزم على الكفر غدا أو تردد فيه كفر.[¹]
عبارة تحفة المحتاج: (أو حلل محرما بالإجماع) و علم تحريمه من الدين بالضرورة ولم يجز أن يخفى عليه….أما ما لا يعرفه إلا الخواص …وما لمنكره أو لمثبته تأويل غير قطعي البطلان …أو بعد عن العلماء بحيث يخفى عليه ذلك  فلا كفر بجحده لأنه ليس فيه تكذيب.[²]
عبارة الفتح المبين: (فإن قلت: لا فائدة للتقييد بالعلم مع اشتراط المخالطة السابقة ؛ لأنه متى علم فأنكر  كفر وإن لم يخالط، ومتى لم يعلم لم يكفر وإن خالط. قلت: هو كذلك، لكن المخالط لا يصدق ظاهرا في دعوى الجهل بخلاف غيره، وقد يكون الشيء متواترا معلوما بالضرورة عند قوم دون غيرهم فيكفر من تواتر عنده دون غيره).[³]
__
[¹] См.: Минхадж ат-талибин, с. 501.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 9, с. 185.
[³] См.: Аль-фатх аль-мубин, т. 1, с. 158.

Отдел фетв Муфтията РД

↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Вк: https://vk.com/public173383186
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.