Право детей на образование

15 Ноябрь 2022
3434
Вопрос: 
Могут ли родители запретить совершеннолетним детям получать образование?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Авторитетный ученый шафиитского мазхаба Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами, да помилует его Аллаh, в своем труде «аль-Фатава аль-фикхийя аль-кубра» пишет: «Если дети достигли возраста совершеннолетия, будучи благоразумными (рушд), под которым в шариате подразумевается умение ребенка определять то, в чем есть для него польза в религиозных и имущественных делах, то родители не имеют права запрещать им заниматься тем, что приносит им пользу в обоих мирах».

Образование относится к категории вещей, в которых есть польза в обоих мирах, и, соответственно, родители не имеют права запрещать ребенку, сыну или дочери, получать образование. Однако, если родители по объективным причинам, считают, что обучение в конкретном учебном заведении может навредить ребенку, или он подвергнется дурному влиянию, то они могут запретить ему получать образование в таком учебном заведении. 

Данное решение касается случаев, когда ребенок желает получить образование в том населенном пункте, где он проживает с родителями.

Если же ребенок хочет отправиться в другую местность, то, помимо вышеперечисленных условий, необходима уверенность в безопасности ребенка. В противном случае ребенку надо получить разрешение родителей, а также дедушки и бабушки, если они живые, мусульмане они или нет.

Важно отметить, что девушка имеет право отправляться в другую местность только в сопровождении махрама.

Если родители по объективным причинам видят в проживании девушки в другом населенном пункте без махрама опасность или соблазн для нее, они могут запретить ей находиться в таком месте.

Примечание:

Вышеуказанное положение, касающееся образования, актуально только в том случае, если на ребенка не выпала обязанность содержать родителей. В противном случае разрешение родителей обязательно, так как ребенок в этом случае должен взять на себя их содержание и отказаться от получения образования, если не будет возможности совмещать содержание родителей с учебой. Если же кто-то добровольно возьмет на себя их содержание, то разрешение родителей необязательно.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة الفتاوى الفقهية الكبرى: (وسئل) - رضي الله عنه - عن رجل له ولد عاقل بالغ رشيد فأراد الولد التردد إلى الفقهاء لقراءة العلم واستعارة الكتب ونحو ذلك... (فأجاب) بقوله: إذَا ثَبَتَ رُشْدُ الْوَلَدِ الذي هو صَلَاحُ الدِّينِ وَالْمَالِ مَعًا لم يَكُنْ لِلْأَبِ مَنْعه من السَّعْيِ فِيمَا يَنْفَعُهُ دِينًا أو دُنْيَا ولا عبرة بريبة يتخيلها الأب مع العلم بصلاح دين ولده وكمال عقله.[¹]
عبارة أسنى المطالب: يشترط لجواز الخروج للجهاد.. إذن سائر أي جميع (أصوله المسلمين ولو وجد الأقرب)... (لا لطلب العلم) أي لا يشترط لجواز الخروج له مع الأمن إذنهم (ولو لم يتعين) طلب العلم؛... (وكذا) لا يشترط له ذلك (لو وجده) أي طلب العلم بأن وجد من يتعلم منه (في البلد) الذي هو فيه (لكن توقع زيادة فراغ أو إرشاد) من أستاذ أو غيرهما كما لا يشترط لجواز الخروج للتجارة أن لا يتمكن منها ببلده بل اكتفى بتوقع زيادة ربح أو رواج وقيد الرافعي الخارج وحده بالرشيد ..(إلا) للخروج (لركوب بحر وبادية مخطرة) فيشترط ذلك لشمول معنى البر والشفقة (والوالد الكافر) فيما ذكر (كالمسلم) لذلك (إلا في الجهاد. ..(وتسكن البالغة) العاقلة غير المزوجة (حيث شاءت، ولو بكرا..) .. هذا إذا لم تكن ريبة (فإن كانت ريبة فللأم إسكانها معها، وكذا للولي من العصبة) إسكانها معه (إن كان محرما) لها (وإلا ففي موضع لائق) بها يسكنها...(وتجبر على ذلك)...[²]
عبارة حاشية الجمل: ولو لزمته كفاية أصله احتاج لإذنه إن لم ينب من يمونه من مال حاضر.[³]
_________
[¹] См.: Аль-Фатава аль-фикхийя аль-кубра, т. 3, с. 449,
[²] См.: Асна аль-маталиб, т. 4, с. 177. 
[³] См.: Хашия аль-Джамал’, т. 5, с. 180.

Отдел фетв Муфтията РД

↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.