ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Для человека, находящегося в сафаре, в шариате предусмотрен ряд облегчений, связанных с выполнением шариатских предписаний. К числу таких облегчений относится сокращение и перенос намазов. Однако для дозволенности этих облегчений одним из необходимых условий является дозволенность сафара.
Если путешествие не является дозволенным, то в таком сафаре нельзя сокращать намазы. Например, если человек отправился в путь с целью кражи или разбоя, или женщина отправилась в путь, не имея разрешения мужа, то нельзя сокращать и переносить намазы и пользоваться другими послаблениями, предусмотренными шариатом для тех, кто совершает дозволенное путешествие, так как во всех этих случаях путешествие не является дозволенным.
Если путешествие не является запрещенным, то можно сокращать намазы, а также пользоваться другими послаблениями (рухса), предусмотренными шариатом.
Если человек, вышедший из дома в путь с дозволенным намерением, уже в пути изменил цель пути с дозволенного на недозволенное, то он не имеет права после того, как цель его стала недозволенной, сокращать намазы.
Если человек, вышедший в путь с дозволенным намерением, совершит в пути что-либо недозволенное, то это не лишает его права пользоваться послаблениями, предусмотренными шариатом для тех, кто совершает путешествие с дозволенной целью.
Если человек, отправившийся в путь с недозволенной целью, в пути покается, то с этого момента у него начинается новое, дозволенное путешествие. Следовательно, с момента покаяния он может пользоваться всеми послаблениями, предусмотренными шариатом, при условии, что с того места, где он совершил покаяние, до места, которое является целью его поездки, остается расстояние, не менее 81 км.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة مغني المحتاج: (ولا يترخص العاصي بسفره كآبق) من سيده (وناشزة) من زوجها، وقاطع الطريق؛ لأن مشروعية الترخص للإعانة والعاصي لا يعان وألحق بذلك من يتعب نفسه أو يعذب دابته بالركض بلا غرض، فإن ذلك لا يحل كما حكياه عن الصيدلاني وأقراه وإن قال في الذخائر: إن ظاهر كلام الأصحاب يدل على إباحته. قال في المجموع: والعاصي بسفره يلزمه التيمم عند فقد الماء لحرمة الوقت والإعادة لتقصيره بترك التوبة. واحترز بقوله: بسفره عن العاصي في سفره بأن يكون السفر مباحا ويعصي في سفره فيترخص؛ لأن السفر مباح(فلو أنشأ) سفرا طويلا (مباحا ثم جعله معصية) كالسفر لأخذ مكس أو للزنا بامرأة (فلا ترخص) له (في الأصح) من حين الجعل كما لو أنشأ السفر بهذه النية، والثاني: يترخص اكتفاء بكون السفر مباحا في ابتدائه ولو تاب ترخص جزما كما قاله الرافعي في باب اللقطة أي بشرط أن يكون سفره من حين التوبة مسافة القصر كما يؤخذ من كلام شيخنا في شرح منهجه وإن خالفه في ذلك بعض المتأخرين معللا بأن أوله وآخره مباحان (ولو أنشأه عاصيا) به (ثم تاب فمنشئ) بضم الميم وكسر الشين (للسفر من حين التوبة) فإن كان بينه وبين مقصده مسافة القصر قصر وإلا فلا.
___________
См.: Мугни аль-мухтадж, т. 1, с. 525.
Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527