Чтение тасбита на похоронах

14 Март 2023
2653
Вопрос: 
Желательно ли читать тасбит громко хором на похоронах?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Основой является чтение тасбита каждым присутствующим про себя, так как тасбит - это мольба, в которой верующие просят Всевышнего укрепить покойного на правильных ответах перед ангелами, и, следовательно, к мольбе тасбита применяются такие же решения, как и к другим мольбам, а мольбы желательно читать про себя, за исключением тех, относительно которых передается о желательности их чтения вслух.

Не передано, что тасбит читается громко, поэтому его предпочтительно читать про себя. Однако, если читающий преследует цель обучить рядом стоящих, читать его вслух желательно, так как те мольбы, которые читаются про себя, можно читать вслух в целях обучения.

Также если на похоронах присутствуют те, кто не умеет читать тасбит, желательно, чтобы один из знающих читал тасбит вслух, а присутствующие, которые не знают его, будут произносить «амин». Однако чтение тасбита в такой форме в обоих случаях не является приоритетом, это всего лишь послабление из-за незнания некоторых. Основой же является, как было упомянуто вначале, знание и чтение тасбита про себя каждым присутствующим.

Для чтения же тасбита хором во всех вышеперечисленных ситуациях нет основы.
Также к тасбиту применяются и другие решения, касающиеся мольбы, как поднятие рук, направление в сторону киблы и т. д.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة الفتاوى الفقهية الكبرى: السنة في أكثر الأدعية والأذكار الإسرار إلا لمقتض، وعبارة شرحي للعباب مع متنه: ويسن الدعاء والذكر سرا، ويجهر بهما بعد السلام الإمام لتعليم المأمومين، فإذا تعلموا أسروا. وما اقتضته عبارة الروضة من أن السنة في الذكر الجهر لا الإسرار غير مراد؛ لما في المجموع وغيره عن النص والأصحاب أن السنة الإسرار؛ ومن ثم قال الزركشي: السنة في سائر الأذكار الإسرار إلا التلبية والقنوت للإمام وتكبير ليلتي العيد، وعند رؤية الأنعام في عشر الحجة، وبين كل سورتين من الضحى إلى آخر القرآن، وذكر السوق الوارد؛ أي: لا إله إلا الله وحده لا شريك له إلخ، وعند صعود الهضبات والنزول من الشرفات... لأن الإسرار هو الأفضل في الدعاء إلا لعارض...[¹]

عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: ويسن له ككل داع رفع بطن يديه للسماء إن دعا بتحصيل شيء وظهرهما إن دعا برفعه... [ويسن رفع يديه ولا يجاوز بهما رأسه والإفراط في الجهر بالدعاء مكروه وأن يبرز للشمس إلا لعذر كنقص دعاء أو اجتهاد في الأذكار نهاية وأسنى عبارة الونائي وخفض الصوت بالدعاء والذكر مطلوب إلا إن أراد تعليما أو طلبه منه من لا يحسن الدعاء ليؤمن بعده فيسن الجهر وسن أن لا يتكلف السجع في الدعاء وإلا فلا بأس به وأن يكثر فيه من التضرع والخشوع وإظهار الذل والافتقار وأن يلح ولا يستبطئ الإجابة بل يقوي رجاءه فيها اهـ وعبارة المغني ولا يتكلف السجع في الدعاء ولا بأس بالسجع إذا كان محفوظا أو قاله من غير قصد له اهـ.].[²]
________
[¹] См.: Аль-Фатава аль-фикхийя аль-кубра, т. 1, с. 159, т. 1, с. 252.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 4, с. 107.

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.