ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Отцу не дозволено давать закят своим детям, которых он обязан обеспечивать. Согласно шариату, отец обязан обеспечивать детей, не достигших совершеннолетия, при условии, что у них нет своего имущества, а достигших совершеннолетия - при условии, что они нетрудоспособны, и у них нет своего имущества. Следовательно, давать закят таким детям как мискину (бедняку) или факиру (нуждающемуся) не дозволено так как нужда таких детей и так должна покрываться средствами со стороны отца.
Если же сын взрослый и трудоспособный, отец не обязан обеспечивать его по наиболее достоверному мнению. Следовательно, если такой сын пребывает в нужде, отец имеет право дать ему закят в качестве факира и мискина, так как в вопросе обеспечения подобный сын рассматривается как посторонний человек и давать ему закят дозволено.
Однако учитывая, что в вопросе обязательности обеспечения взрослого трудоспособного ребенка есть разногласие между учеными, закят ребенку предпочтительнее давать не в качестве мискина или факира, а в качестве других категорий, которым полагается закят, если он к ним относится. Так как согласно мнению ученых, которые считают, что с отца не снимается обязанность обеспечения взрослого трудоспособного сына, если он пребывает в нужде, давать закят такому сыну в качестве мискина или факира не дозволено.
Если дети относятся к другим категориям, которым полагается закят, например, они являются путниками или относятся к обремененным долгами, в таких случаях отец имеет право давать им закят в качестве путника или обремененного долгами.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة حاشية البجيرمي: (و) الرابع (من تلزم المزكي نفقته)بزوجية أو بعضية (لا يدفعها إليهم باسم) أي من سهم (الفقراء و) لا من سهم (المساكين) لغناهم بذلك وله دفعها إليهم من سهم باقي الأصناف إذا كانوا بتلك الصفة إلا أن المرأة لا تكون عاملة ولا غازية كما في الروضة. (لا يدفعها إليهم) جملة مستأنفة تقييد لما استفيد من العطف من أنها لا تدفع لمن تلزم المزكي نفقته، وظاهره مطلقا لا باسم الفقراء ولا غيره؛ فلذلك قيد بقوله " باسم الفقراء إلخ " أما بغير ذلك فيجوز الدفع لهم؛ ولو قال: بوصف الفقراء لكان أنسب قوله: (ولا غازية) أي ولا من القسمين الأخيرين من أقسام المؤلفة، مرحومي قوله: (ولا حاجة إلى تقييده إلخ) أي لأن المستغني بالنفقة لا يدفع إليه شيء من الزكاة سواء كان المزكي هو المنفق عليه.[¹]
عبارة إعانة الطالبين: وعلى الرجل الموسر أن ينفق على والديه إذا كانوا فقراء زمنى وعلى مولوديه إذا كانوا فقراء صغارا أو زمنى كبارا ولا يلزمه نفقة من لا زمانة به منهم وإن كانوا فقراءكما يصح إعطاء الزكاة لامرأة تقوم بتربية طفل أو طفلة، لتنفقها عليه، حتى لو كان الطفل أخا لها أو أختا وليس لهما أصل غني تجب عليه نفقتهما، ومثل ذلك اللقيط الذي لا مال له، حتى لو لم تكن المرأة المربية فقيرة.[²]
عبارة المجموع شرح المهذب: (وأما) إذا كان الولد أو الوالد فقيرا أو مسكينا وقلنا في بعض الأحوال لا تجب نفقته فيجوز لوالده وولده دفع الزكاة إليه من سهم الفقراء والمساكين بلا خلاف لأنه حينئذ كالأجنبي.[³]
_________
[¹] См.: Хашия Аль-Буджайрами, т. 2, с. 367.
[²] См.: Ианат ат-талибин, т. 2, с. 226.
[³] См.: Аль-маджму’ шарх аль-Мухаззаб, т. 6, с. 29.
Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Вк: https://vk.com/public173383186
Ватсап: https://wa.me/79898883527