Положение махра после развода

5 Июль 2023
7533
Вопрос: 
Обязан ли супруг выплатить махр после развода, если он не был выплачен до развода?

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Полноценный махр за супругом закрепляется как долг только в том случае, если между супругами случится половой акт, пусть даже недозволенный, например, в период менструации или неестественным путем. Следовательно, если до развода между ними была близость, муж обязан выплатить махр полностью, и если он выплачивал до развода, то права на возврат он не имеет.

Если брак был расторгнут до половой близости муж не обязан выплачивать махр. А если он выплатил его, то имеет право требовать его возврата.

Если же развод был по инициативе супруга, например, дал развод или предоставил ей право на развод до полового акта, то он обязан выплатить половину махра, установленного при заключении брака. Если же он до развода выплатит махр полностью, то в этом случае он имеет право требовать возврат половины махра. 

А если развод был уже после того как между ними произошла близость, он обязан дать махр полностью.

Примечание:

Отметим, что полноценный махр закрепляется как долг и в случае смерти одного из супругов, даже если между ними полового акта не было.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج: (ويستقر المهر بوطء) ...(وإن حرم كوطء) دبر أو نحو (حائض) ...والمراد باستقراره الأمن من سقوط كله أو بعضه بنحو طلاق أو فسخ (وبموت أحدهما) في نكاح صحيح...(فصل) في تشطير المهر وسقوطه (الفرقة) في الحياة كما علم من كلامه السابق (قبل وطء) في قبل أو دبر ولو بعد استدخال مني كما مر (منها) كفسخها بعيبه أو بإعساره أو بعتقها وكردتها أو إسلامها تبعا كما قاله القفال...(أو بسببها كفسخه بعيبها)...(تسقط المهر) المسمى ابتداء والمفروض بعد ومهر المثل ...(وما لا) يكون منها ولا بسببها (كطلاق) ولو خلعا أو رجعيا... وإن فوضه إليها فطلقت نفسها أو علقه بفعلها ففعلت (وإسلامه) ولو تبعا (وردته ولعانه وإرضاع أمه) ...(يشطره) أي بنصفه للنص عليه في الطلاق بقوله تعالى {فنصف ما فرضتم} [البقرة: 237] وقياسا عليه في الباقي...أما النصف المستقر فواضح وأما النصف الراجع بالطلاق فهو إنما يرجع للزوج إن تأهل وإلا فلمن قام مقامه وهو هنا مالكه عند الطلاق لا العقد لأنه صار الآن أجنبيا عنه بكل تقدير ...(ثم قيل معنى التشطير أن له خيار الرجوع) في النصف إن شاء تملكه وإن شاء تركه إذ لا يملك قهرا غير الإرث (والصحيح عوده) أي النصف إليه إن كان هو المؤدي عن نفسه أو أداه عنه وليه وهو أب أو جد وإلا عاد للمؤدي كما رجحاه. وإن أطال الأذرعي في خلافه (بنفس الطلاق) يعني الفراق وإن لم يختره.
_____
См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 7, с. 384-404.

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм: t.me/fatawadag
ВК: https://vk.com/public173383186
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.