История о том, как император Византии расспрашивал Абу Суфйана о Пророке (мир ему и благословение)
Вернувшись после заключения мира с курайшитами в местности Худайбийа, Пророк (мир ему и благословение) начал отправлять в разные стороны письма, призывающие правителей мира принять Ислам. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) написал письмо с призывом к Исламу и византийскому кесарю Ираклию. Получив письмо и прочитав его, Ираклий понял его суть и послал своих людей с наказом: «Постарайтесь найти хоть одного человека, прибывшего со стороны Мекки и Медины, чтобы расспросить о человеке, написавшем это письмо». Посланцы Ираклия встретили Абу Суфйана, прибывшего с товарищами по торговым делам, и привели их всех к кесарю. Ираклий сказал переводчику: «Ты спроси их, кто из них является самым близким родственником человеку, утверждающему, что он пророк». Когда переводчик спросил об этом, Абу Суфйан сказал: «Я» – и вышел вперед. В караване, кроме него, не было других потомков Абдулманафа.
Подозвав Абу Суфйана поближе, правитель Византии спросил его:
– Каким среди вас считается происхождение этого человека, утверждающего, что он пророк?
Абу Суфйан ответил:
– Он самого чистого и благородного происхождения среди нас.
– Был ли кто-либо утверждавший подобное до него? – спросил царь.
– Не было, – ответил Абу Суфйан.
– Слышали ли вы до этого неправду от него? – задал вопрос царь.
– Нет, – был ответ.
– Был ли царь среди его предков? – Не было.
– Кто за ним следует, богатые или бедные?
– Бедные.
– Растет или уменьшается число его последователей?
– Растет.
– Уходил ли от него кто-либо недовольным его религией, невзлюбив ее?
– Нет, не уходил.
– Нарушает ли он договор?
– Нет, не нарушает.
– Воюете ли вы с ним?
– Да, воюем.
– Чем заканчиваются ваши войны?
– Иногда он побеждает, а иногда мы.
– Что же он вам повелевает? – спросил царь.
– Он утверждает, что Бог один, что надо поклоняться Ему и нельзя придавать Ему равных. Он отвергает поклонение тем, кому поклонялись наши предки. Также повелевает совершать молитву, давать милостыню, быть верным договору и хранить доверенное, – ответил Абу Суфйан.
И тогда византийский царь сказал абу Суфйану:
– Я тебя спросил о его происхождении, и ты сказал, что его род самый чистый среди вас. Посланников посылают именно из такого рода. Далее я спросил тебя, был ли до него кто-либо утверждающий подобное, и ты сказал, что не было, а иначе я сказал бы, что он повторяет слова предыдущего. Потом я тебя спросил, говорил ли он до этого времени неправду, и ты ответил, что не было такого. И на это я скажу: разве солжет Богу тот, кто не лжет людям? Далее я спросил тебя, был ли царь среди его предков, и ты ответил, что не было. Если бы среди его предков был царь, я бы сказал, что он хочет вернуть царство предков. Далее я спросил тебя о тех, кто следует за ним, и ты ответил – бедняки. За посланниками всегда следовали бедные. Далее я тебя спросил, растет или уменьшается число его последователей, и ты ответил, что растет. С увеличением их числа растет и вера в него. Затем я тебя спросил, бывают ли у вас с ним войны, ты сказал, что бывают – иногда он побеждает, а иногда вы. Так испытывают пророков, но в конце концов они побеждают. Далее я спросил тебя, что он вам повелевает. Ты ответил: повелевает молиться, давать садака, быть верным договору, хранить доверенное, делать добро. И еще я тебя спросил, держит ли он слово, обманывает ли людей. Ты сказал – не обманывает. Это тоже качество пророков, они людей не обманывают.
Теперь я убедился, – продолжал царь, – что тот человек – пророк, посланный Всевышним, и я не думаю, что он останется среди вас. Если все, что ты сказал, правда, то под его властью окажется и то место, на котором я стою обеими ногами. Если бы я знал, что cмогу объявить о своей искренней вере в него, то я бы сделал это.
Абу Суфйан рассказывал: “После того, как царь произнес такую речь, среди присутствующих византийцев начался переполох. Я не понял, о чем они говорили, и меня вывели оттуда”.
Затем кесарь Ираклий отправился в город Химс, куда созвал всех византийских ученых. Собрав их в одном зале, он велел запереть двери и обратился к ним со словами: «Хотите ли вы, следуя за тем пророком, остаться на своей земле, став на истинный путь и обретя блага?» После этих слов царя среди византийских ученых началась суматоха. Подняв шум, ученые, выражая свое несогласие с предложением царя, словно на крыльях понеслись к воротам замка, чтобы выбежать. Но ворота были заперты. Увидев такое яростное сопротивление, кесарь вернул их и сказал: «Я хотел испытать вас и узнать, насколько крепка ваша вера».
И тогда византийцы, довольные своим царем, успокоились. Любовь к власти одержала верх, принять Ислам царю помешало противодействие византийцев. Как бы ни было, сподвижника Пророка (мир ему и благословение) по имени Дихйатул Калаби, пришедшего с призывом, он не выгнал, но отверг вежливо, деликатно.
Обратите внимание, кесарь сначала спросил о происхождении Посланника Аллаха (мир ему и благословение), последующие вопросы его тоже были очень правильными, мудрыми. Из ответов Абу Суфйана о качествах Хабиба (мир ему и благословение) он понял, что Хабиб (мир ему и благословение) – пророк, понял даже то, что он завладеет его царством!
واخرج ابن أبي عمر العدوي في مسنده عن ابن عباس رضي الله عنهما : (( أن قريشا كانت نورا بين يدي الله تعالى قبل أن يخلق آدم بألفي عام يسبح ذلك النور وتسبح الملآئكة بنسبيحه فلما خلق الله آدم ألقى ذلك النور في صلبه قال رسول الله : فأهبطني الله إلى الأرض في صلب آدم وجعلني في صلب نوح وقذف بي في صلب إبراهيم ثم لم يزل الله ينقلني)) ... الخ ((حجة الله على العالمين في معجزات سيد المرسلين)).
От Ибну ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается: «Курайшиты были нуром перед Всевышним Аллахом, за две тысячи лет до сотворения Адама читающим тасбих [1]. Этот же тасбих читали и ангелы[2] . После сотворения Адама этот нур курайшитов был помещен Аллахомвего спину».
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Затем Аллах спустил меня (нур) на землю. Далее меня из спины Адама переместили в спину пророка Нуха, затем в спину пророка Ибрахима и передавали от предков к потомкам до ‘Абдуллаха». Обратите внимание, мусульмане, как Аллах возвеличил курайшитов. Разве оставят курайшиты чтение тасбиха с приходом в этот мир, если они это делали за две тысячи лет до сотворения Адама (мир ему)? Со времени появления Ислама именно они люди тасбиха, тахлила[3] и зикру[4], все благие качества тоже присущи им, и обычаи, идущие от них, – это лучшие из обычаев. Возьмем, к примеру, известных нам Мухаммада аль-Бухари, Абдулкадира Гилани, Абулхасана Шазали, их учителей и учеников, – разве не они оживили и сохранили Ислам? Я бы сказал, что следование за ними – это признак наставленности на истинный путь.
Помните также, что одного лишь названия «курайшит» недостаточно, если человек не находится в Исламе.
Выводы: Наш Пророк (мир ему и благословение) является самым ценным из всего сотворенного Всевышним Аллахом; и его чистая душа – основа всех душ; и его род – самый благородный из всех родов; и его язык – самый почитаемый среди языков; книга, ниспосланная ему, – Коран – самая лучшая из книг; его семья и сподвижники – самые лучшие среди сподвижников и семей пророков; время, когда он родился, – самое лучшее из времен; место, где он покоится, – Равза – самое ценное и дорогое место на земле; вода, истекшая из его пальцев, – самая ценная вода. После нее по ценности следует вода Зам-зам. Водой Зам-зам омыли сердце Хабиба (мир ему и благословение) в ночь вознесения (Ми‘радж); была бы вода дороже – омыли бы ею.
وذلك لإنه لا يجيء من الزنا وليّ فكيف نبيّ . ((روح البيان)) جـ 3 صـ 543
Как же не быть чистым роду досточтимого Пророка (мир ему и благословение), настолько высокочтимого перед Аллахом, что ради него Всевышний Аллах создал этот мир, если даже вали (приближенный к Аллаху) не рождается у потомков того, кто был рожден в прелюбодействе.
ثم إن في قوله: لقد جآئكم إشارة إلى أنه هديّة عظيمة من الله تعالى وتحفة جسيمة ولا يعرض عن هدية الله إلا الكافرون والمنافقون صـ 544 جـ 3
Смысл слов Всевышнего Аллаха «К вам пришел Пророк из вас же» заключается в следующем: этот Пророк – большой дар Всевышнего Аллаха всем созданиям. Никто, кроме мунафика и кафира, не отвернется от этого дара Всевышнего и не отвергнет его.
[1] Тасбих – формы славословия Аллаху.
[2] Или ангелы читали его вместе с нуром.
[3] Тахлил – название формулы единобожия «Ла илаха иллаллах».
[4] Зикр – поминание Аллаха.
Из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави "Побуждение внять призыву Корана".
Пер. с аварского яз. книги «Танбих аль-авам ила да‘ват аль-Кур‘ан». В четырех томах. – 1-й том. 1-е издание. - Махачкала: Нуруль Иршад, 2011. – 400 с.