Историческая память как ориентир

10 Сентябрь 2014
1025

Историческая память – это ориентир для будущего любого народа. Очень важно сохранить именно эту память, чтобы передать последующему поколению ценностные коды, фактологические материалы о прошлом своего народа, республике, государства.

В нашей стране отсутствие должного внимание к данной проблематике привело к тому, что внуки тех, кто совсем недавно, в историческом отрезке, воевал с фашизмом, теперь носят её свастику на одежде и маршируют с нацистскими флагами в крупнейших мегаполисах России. Сам президент, понимая это, призвал историческое сообщество проработать единый федеральный учебник по истории Отечества, так как на сегодня чуть ли не каждый регион и даже город пишет свою историю, подчас основанную на одних легендах и вымыслах. Это приводит к ненужной конфронтации общества, к разделению на своих и чужих, к забвению истинной истории. Историю своего края и Отечества в целом необходимо изучать и знать, и в данном учебнике должны найти достойное место все народы многонациональной России.

Говоря об истории Кавказа и конкретно нашего региона – Республики Дагестан в частности, большинство вспоминают именно период Кавказской войны 19 века, на ум приходят имена имамов и наибов, воевавших за свободу своего края и за свою веру. Многие избегают данную тематику, считая неуместным уделять особое внимание этому историческом отрезку. А самой войне, которая в общем продолжалась более полувека, в учебниках по истории Дагестана выделено всего две страницы, на которых, конечно, невозможно раскрыть суть причины противостояния и итоги тех трагических и героических одновременно страниц.

Важно донести до молодых людей, что теми нашими достойными предками двигали определённые условия для противостояния: это и рабство в России (крепостной строй), это и закрытые границы для торговли и хаджа, это и поборы местных ханов, поддерживаемых царскими наместниками, и, самое главное, разврат и отход от религии, причиной чего послужил первый мирный призыв от первого имама Газимагомеда, позже переросший в полномасштабное вооружённое противостояние, так как наместники начали вершить беспредел относительно простого народа на Кавказе, пользуясь своим военным превосходством.

Царской колонизаторской политике на тот период нужен был Кавказ как выход к двум морям и как торговый путь в Азию. В своём геополитическом рвении самодержавие не ожидало подобного сопротивления и ни с кем за всю свою историю так долго не воевало.

Надо понимать и принимать ещё один факт в становлении российского государства: в периоды расширения его границ, как мы знаем, воевали между собой и русские государственные образования (Киевская Русь, Новгородское, Псковское и др. княжества).

Потому и к этим кавказским страницам надо относиться с должным вниманием, выявив причину и следствия, а не прятать или искажать историю, иначе радикально настроенные группы истолковывают эту хронику по-своему, в угоду своих личных интересов.

Имамы и мюриды времён Кавказской войны воевали и несли потери за свой народ, нёс потери и русский народ, которому царская политика навязала эту войну. Тех предводителей горцев назначали джамааты всего Дагестана, Чечни, Черкессии, и они приносили имамам клятву, теперешние же «группы сопротивления» против действующей власти неизвестно кем избираются и за что воюют.

Шейхи Ярагский и Казикумухский наставили и Газимагомеда, и Гамзатбека, и Шамиля на противостояние во имя спасения народа от потенциального рабства и упадка религии, не имея никакого влияния извне, ни от Турции, ни тем более от Европы, как это усердно пытаются навязать некоторые современные «учёные».

Благодаря тому, что имамы смогли объединить народ и достаточно долго сопротивляться, мы можем уверенно сказать, что наши предки избежали рабства, ассимиляции, сохранили свои земли и, что самое важное – религию своих отцов. В Дагестане после войны параллельно действовали и шариатские суды. А сегодня у нас строятся мечети, мы выезжаем в хадж по мере возможности, наши дети по желанию обучаются в исламских вузах, и нет реальных предпосылок для вражды.

В конце пути, по воле Всевышнего, имам Шамиль завершил дело миром, сохранив жизнь последней сотне самых преданных мюридов, а вчерашний враг принял его с почестями, и в итоге предводитель горцев шейх Шамиль завершил свой жизненный путь в Медине и там же похоронен…

Память о героях необходима не им, они уже нашли свой удел, и от того, как мы будем их вспоминать, их участь не изменится, а вот для нас самих память о них – это спасение, ориентир в завтрашнем дне.

Один из сыновей имама Шамиля Мухаммадшапи, когда они жили в Калуге, попросил разрешения у отца выйти на военную службу к российскому императору, так как не мог просто сидеть дома с семьёй. Отец дал разрешение, и сын прослужил в личной гвардии царя в чине офицера честно и достойно...

Не эти ли страницы – ориентиры для наших народов, ориентиры, в которых заключены и благородство, и взаимоуважение между лидерами, которые выяснили отношения и решили жить мирно в едином государстве?..

Консультант отдела духовно-нравственного воспитания Министерства по делам молодёжи Республики Дагестан,  Микаил Микаилов

ДРОО «Муртазек»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.