Доисламские и исламские традиции счета дней недели

17 Январь 2015
8476

В большинстве современных календарей, включая Григорианский, неделя – это период из семи суток, что является самой большой общепринятой единицей времени, содержащей точное количество дней и ночей (в неделе – всегда 7; в месяце – 28; 29; 30; 31; в году – 365; 366). Неделя широко используется как единица времени, хотя не имеет прямой астрономической основы. Можно считать, что недели формируют независимый календарь, используемый параллельно с различными другими календарями.

Существуют ведь некоторые календари, разработанные так, чтобы каждая дата всегда попадала на один и тот же день недели каждый год. Этого можно добиться, если сделать неделю зависимой от года, при этом несколько дней в году не относятся ни к одной неделе. Так, например, предложенный Всемирный календарь содержит 52 недели плюс 1 (2) дня, а Французский революционный календарь состоит из 36 недель по 10 дней и 5 (6) дополнительных дней. Год также может зависеть от недели, так, в бывшем Исландском календаре было 52 или 53 недели.

Древние египтяне использовали десятидневные недели (декады). Семидневная неделя впервые вошла в употребление на Древнем Востоке (в Вавилоне). В I веке н.э. ею стали пользоваться в Риме, откуда она распространилась по всей Западной Европе. Благодаря европейской колонизации и последующей глобализации, 7-дневная неделя стала применяться повсеместно, даже в тех культурах, у которых ранее не было такой единицы времени.

Слово «неделя» – калька с греческого «apracos» – неделающий,  недельный, праздный. Также имеет устаревшее название сед(ь)мица, сохранившее употребление, в основном, в православной традиции. В дагестанских языках (например, авар. – анкь) это слово указывает на количество дней – семь.

До утверждения традиций монотеизма же все дни недели получили особые имена, связанные с названиями семи небесных светил. Так, суббота была названа днём Сатурна, а следующие по порядку – днём Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры. Эти названия в западноевропейских языках отчасти сохранились до настоящего времени.

В славянских языках большинство названий дней указывает их место в неделе после воскресенья (которое во многих из них называется «неделей», то есть днём, когда ничего не делают, не работают): понедельник (после «недели»), вторник  (второй) и т. д.

Названия дней недели на языках народов Дагестана, их происхождение и значение, на первый взгляд, не говорят ни о чем особенном, кроме интересного сочетания в них элементов различных культур, что и побудило автора взяться за эту статью. И, действительно, если арабское слово аль арбиг1а означает «четыре», почему мы этим словом называем среду, т.е. третий день недели? Рассмотрим по дням. 

Понедельник – день недели между воскресеньем и вторником. У древних римлян и у северогерманских племён был посвящён Луне (исп. lunes, нем. Mon(d)tag = день луны). Слово «понедельник» образовалось от выражения «после недели».

Как и во многих странах, мы рассматриваем «понедельник» как первый день недели, так как обычно именно в этот день после выходных взрослые возвращаются к работе, а дети идут в школу. Во многих странах «понедельник» является первым днём недели, но иногда и вторым днём (традиционная точка зрения, происходящая из древней Иудеи и всё ещё остающаяся стандартом в некоторых странах). Именно по этой причине название «понедельника» на арабском, греческом, иврите и португальском языках - «второй день».

На языках народов Дагестана, почти полностью принявших арабо-мусульманскую религиозную и языковую культуру, в названии понедельника сохранился корень арабского аль итнайни – «второй» (авар. – итни; дарг. – итни; лезг. – ислен; кум. – итни; лак. – итни). А арабы первым (аль ах1ад) называют привычный для нас последний день недели «воскресенье». Таким образом, счет дней недели на дагестанских языках сдвинут на один день.

Вторник – день недели между понедельником и средой. У древних римлян был посвящён Марсу (Mars, итал. Martedì), у северогерманских племён — Тюру (Týr, норв. Tysdag). Слово «вторник» образовалось от порядкового числительного «второй». Хотя второй он по календарю, которым пользуются дагестанцы, все они называют его третьим, от арабского ат талата – «третий» (авар. – талат; дарг. – талат; лезг. – саласа; кум. – талат; лак. – талат).

Среда – день недели между вторником и четвергом. В Древнем Риме этот день был посвящён Меркурию, что сохранилось в романских названиях этого дня (фр. mercredi). В северной Европе Меркурию соответствовал Один, от этого происходят английское и голландское название. В случае, если воскресенье принято за первый день недели, то среда приходится на середину недели, отсюда русское и немецкое название, хотя и для русских по действующему календарю это вовсе не середина недели.

В некоторых европейских языках (в славянских, немецком, финском, исландском) название дня недели среда указывает на тот факт, что изначально среда была 4-ым (средним) днем недели, а не 3-им, как в настоящее время в европейских странах.

Для всех дагестанцев этот день, конечно же, третий, но называют его арабским аль арбиг1а – «четвертый» (авар. – арбаг1; дарг. – арбаг1; лезг. – арбе; кум. – арбагъ; лак. – арбах1).

У аварцев среду принято еще называть сапар-къо, т.е. день путешествий, день, когда намеревающемуся отправиться куда-либо считается желательным начать свой путь. У лакцев же таким днем считается суббота, что сохранилось в их названии этого дня – хулдун.

Четверг – день недели между средой и пятницей. У древних римлян был посвящён Юпитеру (итал. Giovedì), у северогерманских племён – Тору (англ. Thursday). Русское название происходит от порядкового числительного «четвертый», так как это четвёртый день недели от понедельника.

В некоторых международных соглашениях четверг является днём, который определяет нумерацию недель: первая неделя года определяется как неделя, содержащая первый четверг года, и так далее. Все-таки четыре дня (с четверга по воскресенье) составляющие большую часть недели дают право определить этот период времени как неделю.

На языках всех народов Дагестана название этого дня восходит к  арабскому аль хамис – «пятый» и звучит почти одинаково (авар. – хамиз; дарг. – хамис, лезг. – хемис, кум. – хамис, лак. – хамис).

Пятница – пятый по счету день недели, между четвергом и субботой. Поэтому именно от числительного «пять» и произошло название этого дня.

У древних римлян пятница была посвящена Венере, у древнегерманских племён — богине Фригг (Фрия). Поэтому в английском языке пятница называется Friday.

В названии пятничного дня все дагестанские народы в своих языках полностью сохранили корень арабского слова, но не числительного, как в названиях других дней, а слова аль джумг1а – «коллективный» (объединяющий на коллективное богослужение). В некоторых из них звучание совпадает почти полностью (дарг. – жумяг1; лезг. – джуъмя; кум. – жума), а в других ассимилировалось в соответствии с фонетическими нормами своего языка (авар. – рузман; лак. – нюжмар).

Рассуждения, касающиеся пятницы как выходного дня для мусульман, и в связи с этим сдвинутого еще на один день счета дней недели для дагестанцев, не обоснованы. Считая после пятницы, суббота должна была быть первым днём, а воскресенье – вторым. А арабы называют воскресенье первым днём – аль ах1ад. Пятница стала особым днём для арабов с принятием ислама, а этот порядок счёта связан с доисламской традицией последовательности счета дней недели, в которой выходным днём была, в нашем современном понимании, – суббота, а счёт ведется со следующего дня: аль ах1ад – первый (воскресенье); аль итнайни – второй (понедельник) и т.д.

Суббота – день недели между пятницей и воскресеньем. У древних римлян был посвящён Сатурну. Само слово происходит от древнееврейского «шаббат», которое распространилось вместе с вавилонским календарем и христианством по всей Европе.

По традиции, унаследованной от древнего иудаизма, суббота – последний день недели. Это соглашение остаётся стандартом в США и в Израиле, но в современной Европе многие люди сейчас рассматривают субботу как шестой (предпоследний) день недели, а воскресенье как последний. Это понимание закреплено в ISO 8601.

В иудаизме, основанном на заповедях Ветхого Завета, суббота (шаббат) является священным днем, который следует посвятить богослужениям, прекратив все работы.

Во многих языках разница между шаббатом и субботой не видна (араб. ас сабт – «прекратить»), но в некоторых европейских языках, в том числе в английском, существует разница между субботой (англ. Saturday) и шаббатом (англ. Sabbath).

Арабо-мусульманская культура, довольно сильно отразившаяся в названиях других дней недели у дагестанских народов, в самом близком  названии этого дня сохранила своё влияние только в аварском языке – шамат. Кумыки этот день называют сонглу, что значит «следующий». Этимология этого слова в кумыкском языке схожа с образованием в русском «понедельника» (после «недели» (воскресенья), который считался особым днем богослужений). «Сонглу» – следующий после пятницы – особого дня богослужений для мусульман. У лакцев закрепилось название хулдун, что значит «дорога». Словом с подобным значением аварцы называют среду – сапар-къо – день, когда выходят в дорогу, начинают путешествие. Лезгины называют субботу своим словом кишь, что по своему значению совпадает с арабским ас сабт – «прекратить». В даргинском языке же сохранилось арабское ас сабт, ассимилированное в сут.

Воскресенье – день недели между субботой и понедельником, во многих странах считается выходным днём.

У многих народов воскресенье было днём, посвящённым Солнцу (богу Солнца). Это было характерно, в частности, для дохристианских верований Египта и было заимствовано Римской империей через название дней недели (воскресенье – dies Solis, то есть «день Солнца»). Это название перешло к германским племенам, и в германских языках слово «воскресенье» буквально означает «день Солнца» (англ. Sunday, нем. Sonntag). В Индии воскресенье называется Равивар – «день Солнца».

В Типиконе, месяцеслове и иных церковно-богослужебных книгах так называется первый или последний (каждый седьмой) день сед (ь) мицы, посвящённый литургическому воспоминанию Воскресения Христова в седмичном круге богослужения, что сохранилось впоследствии в названии этого дня как «воскресенье».

В большинстве славянских языков воскресенье и теперь называется «неделей» (польск. niedziela), то есть днём, когда «не делают», не работают. В русском языке же это название перешло к слову неделя, с обозначением периода времени в семь суток.

Согласно иудейскому и христианскому календарям, основанным на Библии, воскресенье считалось первым днём недели. Он наступает после субботы, седьмого дня недели в старых религиозных календарях. Христианство заимствовало порядок дней недели из иудейского календаря. В Римской империи первый христианский император Константин ввел в 321 г. семидневную неделю и назначил воскресенье (день Солнца) первым днём недели и днём отдыха и поклонения. Христиане же праздновали воскресенье еще до решения императора Константина.

В наше время в странах Европы воскресенье считается последним днём недели. Первым днём недели воскресенье является в США, Канаде, некоторых африканских странах.

Согласно международному стандарту ISO 8601, первым днём недели считается понедельник, а воскресенье – последним.

По григорианскому календарю первый год столетия не может начинаться с воскресенья. По еврейскому календарю никакой год вообще не может начинаться с воскресенья. Если месяц начинается с воскресенья, то тринадцатое число в нём приходится на пятницу.

У арабов воскресенье называют аль ах1ад – «первый». В названиях этого дня у некоторых дагестанских народов арабский корень сохранился (дарг. – алх1ат; лезг. – гьяд; лак. – аьлх1ат).

Воскресный день для христиан считается праздником – днём, когда верующие обычно посещают церковь. По всей видимости, именно это оказало влияние на закрепление в аварском языке названия этого дня – гьат1ан («гьат1ан-рукъ» – церковь, здание-храм). Кумыки этот день называют къатты, что значит «твердый, жесткий, неизменный».

В большинстве стран мира (включая Россию) воскресенье является официальным выходным днём. В частности, это верно для всех стран Европы, Северной и Южной Америки. В странах, в которых официальной религией является Ислам, а также в Израиле, воскресенье является обычным рабочим днём.

Названия всех дней недели на русском языке имеют собственную языковую основу, кроме субботы (от древнеевр. шаббат), и являются порядковыми числительными, кроме среды (др. русс. средина, т.е. середина).

На арабском языке же все эти названия имеют собственную языковую основу, но не все являются порядковыми числительными: название субботы ас сабт – арабское слово, имеющее значение «прекратить», связано с доисламской традицией прекращать работу в этот день, как в еврейский шаббат; название пятницы аль джумг1а, что значит «коллективный», напротив, появилось именно в исламский период в силу значимости коллективного исполнения молитвы в этот день.

Восходят к арабской языковой основе и полностью совпадают на всех дагестанских языках названия большинства дней недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница), а название воскресенья – только в даргинском, лезгинском и лакском языках. Корни собственной языковой культуры сохранились:

- в названии субботы: у лезгин – кишь со значением, совпадающим с арабским ас сабт; у лакцев – хулдун со значением «дорога», день выхода в дорогу; у кумыков – сонглу со значением «следующий»;

- в названии воскресенья: у аварцев – гьат1ан со значением «церковь», день, когда ходят в церковь; у кумыков – къатты со значением «твердый, жесткий».

Влияние арабо-мусульманской религиозной культуры на формирование собственной языковой культуры каждого из дагестанских народов и общей бытовой культуры всех дагестанцев очевидно, и подтверждается на примере предлагаемого небольшого сравнительного анализа названий дней недели.

Всё имеет свой смысл и свою ценность, и стремление сохранить себя в ней должно стать естественной потребностью каждого дагестанца.

Нухов О.М.,

канд.психол.наук,

доцент кафедры гуманитарных наук

Дагестанского теологического института имени Саида Афанди.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.