Волжская Булгария, зародившись на территории современных Татарстана, Чувашии, Ульяновской и нескольких сопредельных областей, в сравнительно короткий срок расширила свои пределы. В моменты наибольшего могущества на западе она граничила с Владимиро-Суздальской Русью, оспаривая у нее Муром (по сведениям Р.Набиева, до XI-XII вв. Ростов, Суздаль, Москва, Муром входили в булгарскую провинцию «Джир»). На востоке подчинила западносибирских кыпчаков – оймеков (XII в.). На юге – расширилась до Нижнего Поволжья, вступив тем самым на территорию своего бывшего сюзерена. На севере – есть данные об использовании булгарами в качестве резервного торгового пути реки Печоры (современная Республика Коми) и Белого моря.
В первую очередь, объектами исламского призыва стали, помимо самих булгар, их ближайшие соседи: буртасы, башкиры, сувары, кыпчаки, марийцы, мордва, удмурты. Степень их восприятия ислама оказалась различной – какие-то народы полностью приняли ислам, например, буртасы и башкиры, среди других народов ислам распространился слабее, но из этих народов не осталось ни одного, кто бы полностью отверг ислам.
Как и во все времена и во всех странах, в распространении ислама в регионах, подчиненных Волжской Булгарии или соседних с ней, выделяются два этапа. Первый: поселение на новых для ислама землях мусульман, служащих примерами для окрестного населения. Таковыми были распространители ислама воины-газы в Средней Азии (их потомков называют «худжа», варианты «кожа», «аже») и на Балканах, в Северной Африке и в Испании. Места их поселений – «рибаты» становились форпостами мусульманской цивилизации, из оборонительных крепостей они становились цитаделями знаний. Одними из самых первых рибатов были города Куфа – родина имама Абу Ханифы, Басра – родина великого ученого Хасана аль-Басри (учитель Умара ибн Абдуль-Азиза и имама Абу Ханифы) и Фустат (впоследствии на его месте вырос огромный Каир, прославившийся всемирно известным университетом «Аль-Азхар»), основанные еще праведным халифом Умаром. Уважение, проявляемое к этим распространителям ислама – газы, было столь велико, что даже их потомки занимают особое место в традиционной структуре родов мусульманских народов. Как правило, именно из их среды выходили ишаны. В эпоху Омейядского, Аббасидского и Османского халифатов движение газы носило преимущественно суфийский характер. Многие из газы, не будучи согласными с разрушением нравственности, воцарившимся во дворцах султанов и их наибов, тем не менее все свои усилия направили не на борьбу с этими правителями – все же мусульманами, а на распространение ислама среди немусульманских народов.
Вторым этапом исламизации было то, что впоследствии под воздействием этих поселенцев-мусульман местные племена также принимали ислам или, по крайней мере, относились к нему лояльно, постепенно входя в орбиту мусульманской цивилизации. Именно подобным образом, путем культурного проникновения, через булгарских купцов и ремесленников, не навязываясь, распространялся ислам и среди народов, входящих в орбиту интересов Волжской Булгарии. Продвижение ислама носило следующий характер – из центра постепенно к окраинам государства, и далее в области, подчиненные торговому и политическому влиянию молодой державы.
Буртасы
Первыми среди этих народов, наверное, следует выделить буртасов, на основе которых при участии булгар, мещеры, а также мордвы, чувашей, а в золотоордынский период и кыпчаков с монголами возник субэтнос современных татар-мишарей. Первым историческим свидетельством о них многими считается упоминание Геродота об «акацирах», размещаемых им в правобережье Волги в ее среднем течении, что соответствует району современного расселения татар-мишарей. При этом слово «акацир» производят от тюркских «акац» («агач» – дерево) и «ир» (мужчина, распространенное окончание тюркских этнонимов). В любом случае, проникновение тюркских племен на территорию Мещеры (Республика Мордовия, Пензенская, Нижегородская области), впоследствии принявших ислам, датируется не позднее VIII в. по Григорианскому летоисчислению, хотя, возможно, что племена буртасов, позже вошедшие в Булгарское государство, поселились здесь и раньше – с IV-V в., если не в более ранний период.
Относительно происхождения буртасов бытуют различные мнения. Большинство исследователей пишут об их тюркском происхождении, хотя существуют также версии об их североиранском или финно-угорском происхождении. Буртасы не позднее X в. входят в состав Булгарского государства, и, по-видимому, уже тогда становятся мусульманами, по крайней мере, значительная их часть. Во всяком случае, уже в X в. основной денежной единицей на территории их расселения становится серебряный арабский дирхам (или его булгарская копия). Более того, через территорию расселения буртас шло дальнейшее распространение ислама на запад. Буртасы достаточно активно участвовали в жизни Волго-Камской Булгарии, и сами в свою очередь несли свет ислама соседним народам – финно-уграм, а позже и славянам.
Здесь же необходимо отметить и мещеру – выделяемое некоторыми историками племя, по-видимому, финского происхождения, населявшее в древности территорию Нижегородской, Владимирской, Рязанской, частично Московской областей и давшее свое имя этой земле. Согласно мнению многих ученых восточная часть Мещеры, контактируя с тюрками – буртасами и булгарами, приняла ислам и перешла на тюркский язык, передав свое имя (этноним) мишарям – части современного татарского народа. Западная же ее часть, войдя в состав русских княжеств, впоследствии обрусела, оставив после себя лишь названия рек и местностей, подобно североамериканским индейцам. Граница между Булгарией и Владимиро-Суздальской Русью прошла как раз по местообитанию этого народа. Историкам, например, известен факт соперничества в булгарский период между мусульманскими и христианскими проповедниками за население города Мурома (преимущественно угро-финское) во Владимирской области, зафиксированный в древнерусских летописях.
Путем культурного проникновения, через булгарских купцов и ремесленников, не навязываясь, распространялся ислам и среди народов, входящих в орбиту интересов Волжской Булгарии. Продвижение ислама носило следующий характер – из центра постепенно к окраинам государства, и далее в области, подчиненные торговому и политическому влиянию молодой державы.
Башкиры
Также среди этого списка булгарских соседей стоит отметить еще один народ, полностью вошедший в ислам – башкир. Башкиры – народ тюркского происхождения, как и булгары. Впрочем, среди некоторых ученых распространено мнение об их финно-угорском происхождении, однако доказательства этой точки зрения малоубедительны и носят больше характер политических аргументов и территориальных притязаний.
Башкирские племена известны на Южном Урале с XI в. Исторический Башкортостан за пределами республики включает в себя современные Челябинскую и части Оренбургской, Свердловской и Курганской областей. Подробный рассказ о башкирах содержится у Ибн Фадлана, который встречался с ними во время своей поездки в Волжскую Булгарию. Комментируя «Рисаля» Ибн Фадлана, некоторые ученые говорят о наличии как минимум одного мусульманина-башкира в составе этого посольства, который, по-видимому, был проводником или же состоял в его охране. Но, тем не менее, в той же работе башкиры в своей массе описываются как язычники.
Самым ранним археологическим памятником ислама на территории Башкортостана считается Левашовский могильник в Ишимбаевском районе. Расположение трупа, ориентированного лицом в сторону Каабы, позволяет считать его первым известным нам мусульманским захоронением на территории республики. В этом же захоронении найдены серебряные дирхамы и золотой динар, отчеканенные в Халифате в 706, 712 и 892 гг. Эта находка дает ученым предполагать наличие мусульман в Башкортостане, начиная с X в. Нам неизвестно, кому принадлежало это захоронение, возможно, это был купец из Халифата, Хорезма или Булгарии, но одно бесспорно – начиная именно с этого времени, мы можем говорить об устойчивом присутствии ислама и мусульман на башкирской земле.
По мнению современного башкирского историка А.Б.Юнусовой, распространение ислама среди самих башкир началось с X в. Причем исламизация башкирских племен связывается именно с булгарским влиянием. Хотя нельзя исключать и влияния хорезмских купцов, чьи караваны проходили через исторический Башкортостан в Волжскую Булгарию. Караванные пути всегда были средством распространения не только товаров, но и знаний, религий и учений. Говоря о роли башкир в Волжской Булгарии, мы не должны все сводить к простой схеме – начальник-подчиненный (сюзерен-вассал). Башкиры пользовались достаточно широкой автономией в Булгарском государстве, о последнем говорит, например, упоминаемое участие башкирских беков в общебулгарских джиенах – собраниях по важным для страны проблемам.
Весьма примечательным является и тот факт, что ни в летописях, ни в народных легендах – дастанах и баитах ничего не говорится о насильственном присоединении башкир к Булгарии, что позволяет сделать вывод о том, что вхождение этого упорного, воинственного и свободолюбивого народа в состав Булгарии было добровольным. По-видимому, немалую роль наряду с общностью языка и культуры сыграло здесь также и влияние ислама. И хотя основной этап массовой исламизации башкир приходится на более позднее время, но начинать отсчет этого процесса следует именно с булгарского периода.
Чуваши
Предками чувашей считается тюркское племя сувар (или же суваз), пришедшее в Среднее Поволжье из Предкавказья в VIII в. или в более ранний период, как и булгары (впрочем, есть данные, говорящие об их гораздо более раннем здесь расселении). Некоторые исследователи отмечают в чувашах больший финно-угорский элемент, нежели в современных татарах. Как и булгары, сувары являлись вассалами Хазарии. Согласно легенде именно объединение сил булгар и сувар позволило победить мадьяр (венгров) и изгнать их из Поволжья в южные степи. Сувары, входя в состав Булгарского государства, сохраняли достаточно большую независимость.
Территория исторической Чувашии, что составляет существенно больше, нежели территория республики с тем же названием, входила в состав Волжской Булгарии, составляя наряду с сегодняшним Татарстаном его этническую основу. Учитывая, что с 922 г. официальной религией Волжской Булгарии стал ислам, можно говорить, что исламское правление распространялось на территорию исторической Чувашии с этого времени, даже, несмотря на то, что большинство населения было немусульманами (чуваши).
Столь длительный контакт с мусульманами не мог не оказать влияния на чувашей, что нашло свое отражение, например, в их традиционных верованиях и в языке (примеры явных арабских заимствований – «хыпар» – вести (от арабского «хабар» с тем же значением), «шалам» – приветствие (от арабского «салам» – «мир», употребляемого как часть приветствия, и т.д.). На традиционных верованиях чувашей также, несомненно, отразилось влияние Ислама – «ахыр самана» (от арабского «ахыр заман» – «конец света»), злые существа во главе с «шуйтаном» (от арабского «шайтан») и т.д. Во всем этом явно прослеживается какое-то знакомство предков чувашей с исламом, но впоследствии основательно забытое.
Далеко не все исламское влияние на чувашей следует относить к периоду Волжской Булгарии, но основа была заложена именно в тот период. В том числе, влияние ислама на чувашское язычество, по видимому, следует искать именно в том времени. Некоторые комментаторы уже упоминаемого нами Ибн Фадлана говорят, что именно принятие ислама вызвало отделение предков современных чувашей от остальной массы булгарского населения. Секретарь посольства халифа описывает это следующим образом: «Сувазы (сувары) ему (Алмуш-хану) отказали (последовать за ним). Племя разделилось. Одна часть, состоящая из разного отребья, объявила себя независимой, и во главе у них стоял некий самозванец Вырыг.
По материалам журнала «Ислам»