Важность изучения истории

5 Август 2009
5225

Важность изучения историиИсторическая наука, несомненно, имеет огромную важность в жизни каждого народа и общины. Такое же положение история занимает и в жизни мусульман. Выдающийся историк и ученый-богослов аль-Хафиз ас-Сахавий пишет, что предметом изучения истории и ее сущностью являются человек и время. Мусульманский историк Ибн Халдун говорил, что история – это не просто прошлые события, а их комментирование и создание тонкой нити, которая связывает эти события между собой с истечением определенного времени.

Известный современный ученый Рамадан аль-Бути пишет, что важными и широкими вратами, через которые мусульмане вошли к изучению исламской истории и ее составлению в общем, служило фиксирование жизнеописания (сиры) Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ведь научные правила и каноны, которыми они пользовались для уточнения иснада – цепочки передатчиков преданий и хадисов, непрерывной связи этой цепочки, самого оригинального текста хадисов, достоверности их передатчиков и т. д., являлись правилами, созданными умами мусульман, когда возникла необходимость в сохранении источников Ислама. А задачей истории здесь является передать следующим поколениям все это достоверно, без изменений, довести их до нас в чистом и первозданном виде.

О значимости исторической науки сказано много, в частности, это объясняет нам благородный Коран. Всевышний Аллах в Своем священном Коране говорит означающее следующее: «В этих историях пророков, которых Мы поведали вам, есть наставление и поучение для людей разумных» (Сура «Юсуф», аят 111).

Также Творец сказал: (смысл) «Неверные узнали из вестей о гибели прежних народов, делавших ложными посланников к ним, то, что достаточно, чтобы удерживать их от неверия. То, что к ним пришло – великая, совершенная мудрость. А какую пользу могут принести увещевания тем, кто отвратился от нее?!» («Аль-Камар», аяты 4-5).

Всевышний Аллах повелел мусульманам странствовать с тем, чтобы извлечь для себя поучительные уроки и наставления. Господь говорит: (смысл) «Разве они не ходили по земле, чтобы увидеть, каков был конец тех, кто не уверовал в Аллаха до них?» («Рум», аят 9).

Следовательно, занятие изучением истории, особенно истории мусульманской общины, не является для мусульман бесполезным времяпрепровождением, или же всего лишь знанием и сохранением прошлых событий. Ведь, Всевышний не зря упомянул в Коране истории прошлых народов и пророков.

Ученые-богословы утверждают, что основное внимание в благородном Коране уделяется трем целям: обучению вере во Всевышнего, Шариату и шариатским заключениям (ахкамам), и рассказам о предыдущих поколениях. И сура «Аль-Ихлас» приравнивается к одной трети Корана потому, что она содержит в себе аспекты вероучения.

Поэтому мусульманские ученые составили историю внутри наук, которые служат Шариату. К примеру, известно, какая связь имеется между историей и наукой хадисоведения. По этому поводу Суфьян ас-Саври сказал: «Когда некоторые передатчики хадисов впустили в дело ложную информацию, мы использовали против них историю». Достаточны в пользу значимости истории эти слова.

Ибн аль-Асир говорил: «Тот, кого Всевышний Аллах наделил хорошим нравом и наставил на праведный путь, знает, что в изучении истории заключается множество польз и выгод, как для дольнего, так и для потустороннего миров».

Всевышний Аллах использовал историю для опровержения людей Писаний, то есть когда христиане начали говорить, что пророк Ибрахим (мир ему) был христианином, а иудеи утверждали, что он был иудеем, Всевышний ниспослал аят со следующим смыслом: «О обладатели Писаний! Почему вы препираетесь о религии Ибрахима, утверждая, что якобы он следовал вашей религии, хотя Тора и Евангелие были ниспосланы после него? Разве вы не разумеете, что ваши утверждения противоречат истине?» («Алю ‘Имран», аят 65).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) также не оставлял без внимания даже давно минувшие религиозные события и каждый год он возвеличивал дни, когда произошли эти события, чтобы напомнить об их значимости. Например, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, он обнаружил, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Он спросил их о причине этого поста, и они ответили, что это день, в котором Аллах потопил фараона и спас пророка Мусу (мир ему), и они проводят его в посте в знак благодарности Всевышнему Аллаху. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мы ближе к Мусе, чем вы», – и с этого дня стал также возвеличивать день ‘Ашуры соблюдением поста.

Ученый Мус‘аб аз-Зубайри отмечал: «Я не видел человека, более знающего историю, чем имам аш-Шафии. О нем передали, что он занимался изучением истории и литературы в течение двадцати лет». Абу Шама прокомментировал эти слова так, что изучение истории имеет огромную пользу для обладателей разума, дабы заняться подготовкой к Судному дню, когда будет обнародовано все тайное. Сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и последующие за ними поколения мусульман не переставали совместно вспоминать и обсуждать прошлые события, и заниматься поиском преданий (асаров). Они являются великими предводителями, служащими для нас образцовым примером.

Всевышний Аллах также сказал: (смысл): «О, Пророк! Я рассказываю тебе эпизоды из жизни пророков, от которых укрепляется вера» («Худ», аят 120). Из этого вытекает, что мудрость того, что Всевышний рассказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), эти эпизоды, кроется в укреплении в его сердце веры, ее усовершенствовании. И нет никакого сомнения в том, что мы сегодня нуждаемся в укреплении в своих сердцах веры, слушая о жизни и деятельности пророков, приближенных к Всевышнему Аллаху Его рабов – авлия, выдающихся личностей Ислама больше, чем в этом нуждался он. Поистине наша нужда в этом велика.

Аль-Хафиз ас-Сахавий передал от Абу Бакра бин Хамиса: «Лучшее, чему следует уделять внимание после Корана и Сунны, это – знание истории, уточнение и записывание достоинств, заслуг и подвигов выдающихся людей и настоящих героев Ислама, а также знание преданий о них. В этом есть побуждение для тех, кому необходимо следовать их истории и хорошим качествам, чтобы эти мужественные люди были постоянно перед твоими глазами, и необходимо всячески стараться подражать им в этих похвальных качествах». Именно поэтому в предании говорится: «Кто напишет историю правоверного человека, тот как будто воскресил его. А тот, кто прочтет его историю, подобен посетившему его. Когда упоминается о благочестивых людях, то на это место нисходит милость Аллаха».

Даже имам аль-Бухарий назвал свою книгу, в которой собраны благородные хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), «Ат-Тарих аль-кабир», что в переводе с арабского языка означает: «Большая история».

Один из корифеев исламских наук, познавший Всевышнего Аллаха и мусульманский историк говорил: «Человек, не знающий историю, подобен наезднику, едущему верхом на слепом животном, и действующему наобум, необдуманно, ибо история является одной из основ Шариата, которой люди пренебрегли, и одной из врат религиозных знаний, которую они оставили без внимания».

На важность исторической науки указывает и ученый Шукайб Арслан. Он пишет, что сохранение истории является первым условием для сохранения любой общины или нации, и ее последующего развития. Невозможно представить на земном шаре существование общины, знающей свою сущность, кроме той, которая сохранила свою историю, хранит в памяти свое прошлое, своих авлия, помнит о своих основах, принципах и сохранила свою литературу (адаб). А всем этим вышеназванным занимается только историческая наука, которая служит связующим звеном между прошлым и будущим.

Таким образом, занятие изучением истории духовной жизни выдающихся людей Ислама, его героев, ученых-богословов мусульманской общины и ее авлия, методом точного научно-исторического исследования, позволяет сохранить сведения о той или иной личности, а также и любую науку в ее первозданной чистоте. Это способствует опровержению всяких привнесенных людьми, или по своему невежеству, или же специально, в корыстных целях, нововведений и ложной информации.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.