Первые следы арабо-мусульманской культуры в Закаталах

21 Апрель 2012
1318

Арабоязычная надпись на стене Джонкоз-кала как местный эпиграфический памятник

Первые следы арабо-мусульманской культуры В изучении исторического прошлого, особенно социально-политической и религиозной жизни народов Кавказа, эпиграфические надписи как местный достоверный источник имеют огромное значение и занимают важное место.

В них отражаются особенности экономического и культурного развития народов, возведения культовых и оборонительных сооружений, встречаются имена шейхов, устазов, глав различных религиозных обществ, что показывает их роль в общественной, религиозной жизни. Настенные надписи, сохранившиеся на архитектурных памятниках, дают исследователю возможность выявить своеобразные детали быта, традиций и общественной мысли каждого народа. Образно говоря, эпиграфические данные – это путеводители исследователя.

В данной статье повествуется об одной арабоязычной эпиграфике, высеченной на стене крепости Джонкоз-кала, которая расположена в северо-западной части с. Джар Закатальского района Азербайджана. Сделав маленький экскурс по истории народов Закатало-Белоканской зоны, мы можем отметить, что в период первых арабских походов и в начальных стадиях распространения Ислама данные земли входили в состав Кавказской Албании, в частности её северо-западной провинции – Эрети. В пределах XVI – начала XIX века здесь существовал знаменитый на весь Кавказ Джаро-Белоканский союз общин. Жанр газетной публикации не позволяет нам затронуть множество исторических фактов данного региона, однако, не отходя от нашей тематики, отметим, что арабоязычные настенные надписи этого региона мало изучены.

Изучением эпиграфического наследия в Дагестане, в основном в данном регионе, занимались исследователи А.Р. Шихсаидов, Т.М. Айтберов, согласно которым в XVI–XVIII вв. в населённых пунктах современной Закаталы арабский язык и арабоязычная письменная традиция усиливали свои позиции, на местах наблюдался расцвет научной и литературной деятельности на арабском языке. Сооружались религиозные и культовые заведения.

Однако в следах арабо-мусульманской культуры здесь прослеживаются более ранние эпохи, что у учёных вызывает небывалый интерес. Дело в том, что если в XVI–XVIII веках наблюдался расцвет арабо-мусульманской письменной традиции, то предыдущим столетиям соответствовали начальные этапы её проникновения.

Свидетельством тому и является надпись на стене крепости Джонкоз-кала. Эта крепость построена из камней речной породы; башня квадратная (5,75–5,80 м), толщина стены – 92 см, высота башни – примерно 8–10 м. Башня окружена крепостной стеной, высота которой – 1,20–1,50 м. В данное время башня состоит из двух этажей. С запада крепость окружена рекой, с глубокими ущельями и пропастью. Она являлась неприступным замком, который зачастую играл роль сторожевой башни. В некоторых источниках башня имеет иное название. Так, в исторической хронике «Джарская летопись» она упоминается как «амир-Ахмад-къала». В народе эта башня известна под именем «Жунгоз-къала». Палеографические данные о постройке этой башни во многом сходятся с устными преданиями.

Исторические факты свидетельствуют, что в начале XIII в. усилился процесс распространения Ислама и исламской культуры на просторах Среднего Востока. Одним из факторов, способствующих этому процессу, было усиление культурных связей с мусульманским Востоком. Внешние политические силы – арабы и тюрки-сельджуки – вплоть до первых монгольских походов распространяли учения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), но на первых порах из-за походов монгольских войск процесс распространения Ислама был временно приостановлен. Ситуация же в целом изменилась, когда монголы-татары во время завоевании начали использовать исламские религиозные лозунги. Внук Чингизхана, Берке, участвовал со своим дедом во многих его походах. Он принял Ислам от шейха Бохарзи в городе Бухаре. Сразу после принятия Ислама Берке, как и другие ханы, стал возобновлять военные походы на Средний Восток.

Мнение учёных сводится к тому, что башня Джонкоз-кала была возведена во время монгольских походов примерно в середине XIII века. Арабоязычная клауза на стене башни Джонкоз-кала является аналогом надписи, которая была обнаружена учёными в Рутульском районе Дагестана и датирована серединой XII века. Однако Джарская надпись вырезана в более поздний период, примерно в первой половине XIII века.

Согласно исследователям, надписи в основном выполнены арабской графикой «куфи». Наиболее ранняя надпись вырезана на стене самой башни. В надписи исследователям удалось идентифицировать фразу «Бурдж ал-Лукман», а также первый стих Корана «Во имя Аллаhа Милостивого и Милосердного». Первый стих Корана и текст с арабской графикой, вырезанной в середине XIII века, свидетельствуют о том, что в Закатальской зоне существовали мелкие очаги мусульманства. Следует отметить и тот исторический факт, что к этому времени не только Ширван, Дербент являлись крупными религиозными центрами, но и дагестанское село Цахур, которое находилось в соседстве с Закаталой, в конце XI в. являлось духовным центром. Регулярные контакты Цахура с Ширваном и Дербентом имели особое значение в экономической и культурной жизни народов не только Южного Дагестана, но и соседних областей. Об этом пишет и арабский историк ал-Казвини: «У жителей Цахура есть проповедник, имеется мадраса».

Появление мадраса на границе Закатальского участка в конце XI века в дагестанском селе Цахур говорит о новых этапах распространения Ислама в нагорном Дагестане и в соседних ему областях. Эпиграфические надписи также дают сведения о существовании в эту эпоху суфийских братств и наставников. Так, во времена монгольских походов в Дербентском и соседних ханствах существовали суфийские обители. В эпохе правления монгольского хана Текудар Ахмада (1282–89 гг.) в Закавказье был известен суфийский шейх Баба Якуб. Описывая события этого периода, арабский историк Рашид ад-Дин сообщает, что «когда хан Ахмад (Текудар) выступил против своего брата Аргуна, просил у Баба Якуба мюридов, защиту и поддержку».

На стенах самой башни Джонкоз-кала имеются надписи более позднего периода, которые свидетельствуют, что в зависимости от политической обстановки в регионе строение неоднократно восстанавливалось и нередко играло роль сторожевой башни, что говорит об огромном его значении в общественной и культурной жизни народов региона. Надпись, вырезанная на юго-западной части стены, тоже начинается с религиозной клаузы: «Во имя Аллаhа». Далее указаны имена участников этого события (восстановление башни. – З. Х.). В надписи повествуется о том, что «в месяц зуль-хиджа в 1175 году (1762 год) Муртаза Али (сын Чингиза) по воле Аллаха  восстановил и отремонтировал эту крепость, чтобы в ней укрыться».

Резюмируя наше сообщение, отметим, что арабоязычная надпись на стене Джонкоз-кала, как местный эпиграфический памятник, имеет огромное значение для изучения вопросов проникновения Ислама и арабоязычной культуры в Алазанскую долину.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.