Распространение суфизма в Дагестане Часть III

13 Апрель 2012
1526

История распространения суфизма в ДагестанеСалман аль-Фариси , второй сподвижник, который побывал на землях Дагестана, также являлся из числа асхабусуффа. Более того, он является третьим человеком в звене накшубандийского тариката, точнее за нашим сайидом Мухаммадом (мир ему и благословение)  идёт Абубакр Сиддик, а за ним – Салман аль-Фариси.

Широко известен факт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда скрывался в пещере Савр вместе с Абубакром  от преследований мушрикинов, передал (научил) все сокровенные знания от сердца к сердцу, что и является сердечной основой зикру. Как Пророк (мир ему и благословение)  передал знания Абубакру, в такой же форме последний передал их Салману Фариси. Это и называется таваджух – именно в таком виде передают зикру сердца, руха (души) и т. д. муршиды тариката мюридам, вступившим на путь истины.

Теперь коротко расскажем о Салмане, чтобы от этого мы получили баракат и усилилась наша любовь к сподвижникам Пророка (мир ему и благословение).

Салман был юношей-персом родом из провинции Асбахан и родился в деревне, которая называлась Джайан. Его отец был старостой этой деревни, самым знатным и богатым человеком в ней. Когда Салман появился на свет, отец возлюбил его больше, чем любое другое творение Аллаха. С течением времени его любовь к нему становилась всё сильнее и глубже, пока в конце концов он не закрыл его в доме, не выпуская на улицу, подобно тому, как это делают с юными девушками. Салман был таким усердным огнепоклонником, что стал хранителем священного огня, которому персы поклонялись. Ему было поручено следить за тем, чтобы этот огонь никогда не угасал, даже на короткое время, ни днём, ни ночью.

У его отца было огромное богатое поместье, которым он управлял лично и собирал урожай. Как-то раз какое-то дело не позволило ему отправиться в своё имение, и он говорит Салману: «Сынок, как ты видишь, дела не позволяют мне самому заниматься поместьем, поэтому отправляйся-ка ты туда сам и сегодня сам займись его делами». Салман немедленно выступил в путь. Через некоторое время вблизи дороги в имение он увидел одну из христианских церквей. Проезжая мимо, он услышал голоса молящихся там людей, что и привлекло его внимание. До этого он ничего не знал ни о христианах, ни о представителях других религий, потому что отец долгое время держал его дома взаперти вдали от людей.

Услышав голоса молящихся в церкви, он вошёл в неё, чтобы посмотреть, что они там делают. Салман понаблюдал за присутствующими, ему понравилось их чтение Инджиля (Библии) и захотелось принять их веру. Он про себя сказал: «Клянусь Аллахом , это лучше нашей религии». Он оставался в церкви, пока не зашло солнце, так и не добравшись до отцовского имения. Потом он начал расспрашивать этих людей, чтобы узнать от них корень этой религии. Они ответили, что корень находится в Шаме.

Под покровом ночи он возвратился домой, где его встретил отец и спросил, что он сделал. Салман ответил ему: «О отец! Я зашёл к людям, которые в это время молились в своей церкви. То, что я увидел в их религии, мне очень понравилось, и я остался у них, пока не закатилось солнце». Отец, весьма обеспокоенный тем, что он сделал, воскликнул: «Сынок, да нет в этой религии добра! Твоя религия и религия твоих предков гораздо лучше!» Но Салман возразил ему, утверждая, что Христианство лучше, чем огнепоклонничество.

Отец Салмана очень испугался этих слов и, опасаясь, что он станет вероотступником, заточил сына в доме, надев на ноги кандалы.

При первой удобной возможности Салман попросил передать христианам: «Если мимо вас будет проходить караван в Шам, то обязательно дайте мне знать об этом».

Совсем скоро у христиан остановился караван, который держал путь в Шам. Когда Салман получил сообщение об этом, ему удалось избавиться от кандалов и скрытно присоединиться к каравану, который прибыл в Шам. В Шаме юноша встречался со многими священниками, обучался у них к знаниям, переходя от одного к другому. Служил некоторое время епископу, но вскоре тот заболел. У находящегося при смерти епископа Салман спросил, кому ему служить, куда отправиться. Епископ ему посоветовал: «Дело в том, сын мой, что таким же, как я, может быть только один человек, который проживает сейчас в Мосуле. Это несгибаемый и непоколебимый человек. Постарайся попасть к нему». Салман послушался его и прибыл к Мосульскому священнику. И служил ему, пока тот не состарился. Сам аль-Фариси по воле Всевышнего был долголетним, и по совету и благословению священника он отправился к Нассибинскому монаху, после смерти которого по его завещанию держит путь к Аммуринскому святому.

Когда приблизилась смерть последнего священника, у которого служил Салман, он спросил: «Ты знаешь обо мне то, что ты знаешь. Кому ты порекомендуешь меня и что прикажешь мне сделать?» Святой ответил: «О сын мой, клянусь Богом, я не знаю никого на Земле, кто был бы подобен нам – истинным приверженцам нашей веры... Однако наступило время появления в Аравии последнего Пророка (мир ему и благословение)  – проповедника религии Ибрахима (мир ему). Затем он покинет свою родину и переселится туда, где среди чёрных камней и валунов растут пальмы. Этот Пророк (мир ему и благословение)  будет обладать отличительными чертами. Он будет есть только то, что дарят ему, а из пожертвований (садака) ничего есть не станет. На спине у него будет печать пророчества. Если ты можешь отправиться в эту страну, то сделай это».

После смерти священника Салман жил в Аммурии до тех пор, пока туда не прибыла группа арабских купцов из племени Калб. Он предложил им: «Если вы возьмёте меня с собой на землю арабов (Хиджаз), то я отдам вам своих коров и овец».

Они согласились взять его с собой, и он отдал им свой скот. Когда караван достиг долины Вадиль кура, лежащей между Мединой и Шамом, торговцы вероломно поступили с ним, продав одному человеку из иудеев. Ему пришлось служить иудею, и делал он это до тех пор, пока к иудею не приехал его племянник из племени бану Курайза. Он купил Салмана у хозяина и взял с собой в Ясриб. Там он и увидел пальмы на каменистой вулканической местности, о которой рассказывал священник из Аммурии. По его описанию  Салман узнал и Медину, где и обосновался с новым хозяином.

В то время Пророк (мир ему и благословение)  проповедовал среди своего народа в Мекке. Однако Салману тогда ничего не было известно об этом, так как он был всецело занят тяжёлым рабским трудом.

Вскоре Посланник (мир ему и благословение)  переселился в Ясриб. Салман аль-Фариси  вспоминал: «Клянусь Аллахом, как-то раз я залез на верхушку пальмы, принадлежащей моему хозяину, и срывал финики, а мой господин сидел под пальмой внизу. В это время к нему пришёл его племянник и сказал ему: «Аллах  начал войну против племени бану Кайла (Авс и Хазрадж). Люди сейчас собрались на площади с человеком, который прибыл к ним сегодня из Мекки и объявил себя пророком».

Едва я услышал эти слова, как меня охватило нечто вроде лихорадки и сильнейшее возбуждение. Я даже испугался, что свалюсь на голову своего хозяина. Быстро спустившись с пальмы, я обратился к племяннику хозяина: «Что ты сказал?! Повтори ещё раз эту новость». Разгневавшись на такую дерзость, хозяин крепко ударил меня со словами: «А тебе-то какое до этого дело?! Возвращайся и занимайся своим делом!»

Когда наступил вечер, я взял с собой немного собранных мной фиников и отправился к дому, где остановился Посланник (мир ему и благословение). Войдя к нему, я сказал: «Мне сказали, что ты праведный человек, и у тебя есть нуждающиеся товарищи, которые пришли с тобой издалека. Я принёс с собой немного еды в качестве пожертвования, так как считаю вас более достойными этого, чем кого-либо другого».

Затем я пододвинул к нему финики. Он сказал своим товарищам: «Ешьте», – однако сам есть не стал. Я сказал себе: «Одно предсказание сбылось!» После этого я вернулся к хозяину и стал собирать финики. Когда Посланник (мир ему и благословение)  поселился в Медине, я вновь пришёл к нему и сказал: «Я видел, что ты не стал есть финики, которые я принёс в качестве пожертвования. А эти финики я дарю тебе, выражая своё почитание». Посланник (мир ему и благословение)  поел фиников и повелел поесть своим товарищам, которые тоже вкусили их. Я сказал себе: «Вот сбылось и второе предсказание».

После этого я пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) , который находился в Бакиа (кладбище в Медине) с целью похоронить одного из своих товарищей. Я увидел его сидящим и завёрнутым в два плаща. Поздоровавшись с ним, я постарался взглянуть на его спину, чтобы увидеть печать, о которой рассказывал мне мой старый хозяин в Аммурии. Когда Пророк (мир ему и благословение)  увидел, что я пытаюсь взглянуть на его спину, то сразу понял, зачем я это делаю. Он сразу же сбросил с плеч своё одеяние, и я увидел у него на спине печать пророчества. Признав его Пророком, я со слезами склонился, чтобы поцеловать его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  воскликнул: «Что случилось с тобой?» Я принял Ислам и рассказал ему свою историю, которая произвела на него сильное впечатление. Он повелел своим сподвижникам, чтобы и они послушали рассказ о моей жизни.

Через некоторое время Пророк (мир ему и благословение)  говорит Салману : «Освободи себя от рабства созданию». Салман начал просить у хозяина свободу. После долгих отговорок хозяин-иудей говорит ему: «Посади для меня триста саженцев финика и ухаживай за ними, пока не дадут первый урожай. (Деревья финиковой пальмы начинают давать урожай в возрасте 10–15 лет.) Также дай мне сорок авкия (мера веса, равная 37,44 г) золота». Когда Посланнику Аллаха (мир ему и благословение)  рассказали про условия иудея, Пророк (мир ему и благословение)  сказал сподвижникам: «Помогите своему брату!» Они собрали триста саженцев финика, и Пророк (мир ему и благословение)  своей благородной рукой посадил их, кроме одного – его посадил Умар бин Хаттаб . По милости Аллаха  все эти деревья расцвели и дали урожай в этом же году, кроме того, что посадил Умар . Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  вытащил это деревце, потом сам посадил, и оно сразу же дало плоды.

Потом принесли Пророку (мир ему и благословение)  кусок золота размером с яйцо. Оказавшись в руках Любимца Аллаха (мир ему и благословение) , оно увеличилось до сорока авкия. Хозяину Салмана были отданы эти финиковые деревья и золото, и иудею пришлось дать ему свободу. С этого дня Салман  находился рядом с Пророком (мир ему и благословение) , участвовал во всех газаватах и важных событиях.

Как-то раз случилось разногласие между ансарами и мухаджирами, к кому из них относится Салман. Услышав их разговор, Пророк (мир ему и благословение)  сказал: «Салман является членом моей семьи». Вот этого достаточно, чтобы понять достоинство Салмана аль-Фариси!

Умер Салман аль-Фариси  во время правления третьего праведного халифа Усмана, в 33-м году по Хиджре в Байтуль Макдисе (Иерусалиме), в 256-летнем возрасте, когда возвратился из Баб-аль-Абваба (Дербент). Пусть Всевышний не лишает нас бараката Салмана  и других сподвижников Пророка (мир ему и благословение), прибывших в наш край, Кавказ, и доведших до нас свет Ислама, который отогнал от нас мрак невежества! Аминь!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.