Распространение суфизма в Дагестане Часть I

26 Март 2012
2581

Распространение суфизма в ДагестанеШариат и тарикат. Как приятны эти два слова, как красиво звучат! При произнесении этих слов сердце начинает биться в ровном ритме, в душе становится спокойно. Хвала нашему Создателю за то, что сделал нас верующими и не лишил духовных наставников-муршидов, ведущих нас к познанию Аллаха.

Счастлив тот, кому Всевышний дал помощь, проявлять благодарность за такое огромное благо. Великий исламский учёный и философ имам Газали даёт понять следующее: «Самое большое счастье для человека на этом свете – то, что Всевышний Аллах сделал тебя мусульманином. Второе счастье – то, что ты встретил духовного наставника и вступил под его воспитание». Великие учёные Ислама и святые, познавшие Аллаха, единогласны в том, что одно без другого недействительно. «Тарикат и Шариат – как спина и живот, одно не может существовать без другого». «Тарикат и Шариат – как тело и душа. Шариат без тариката – тело без души». Ещё пример: «Шариат – корабль, тарикат – море, а хакикат (истина) – жемчужина на морском дне. Чтобы добыть жемчужину из моря, человеку необходимо сначала сесть на корабль. Этим кораблем и является Шариат. И лишь потом он должен пуститься в море, в тарикат.

Большинство признанных учёных, в том числе Хафиз Мухаммад Сиддик аль-Гамари, говорят: «Первый, кто основал тарикат, – это небесное окровение (вахью). Ведь тарикат, без сомнения, является ихсаном, а ихсан является одним из трёх основ религии, которые Пророк (мир ему и благословение) по очереди пояснил сподвижникам и в конце сказал: «Поистине, он [тот пришедший] – ангел Джабраил (мир ему), который пришёл обучать вас вашей религии». Эти три основы – ислам, иман и ихсан. Ислам – это послушание и богослужение, иман – это свет (нур) и вероубеждение, а ихсан – это наблюдение и контроль над своим духовным миром (батином). Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поклоняться Всевышнему нужно так, как будто ты его видишь. Хотя ты его не видишь, поистине Он тебя видит…».

В наше время появилась кучка невежд, которые пытаются ввести в заблуждение мусульман некоторыми нововведениями. В то же время свои нововведения они называют чистой религией, а то, что в действительности является истинной религией, называют нововведением.

К сожалению, находятся среди нашей уммы люди, которые верят разрушителям Ислама и сбиваются с истиного пути. Вред этих смутьянов оставляют грязные следы среди мусульман и немусульман, но они видимо не понимают смысл изречения Пророка (мир ему и благословение), которое часто напоминал имам Шамиль, обращаясь к грешникам:

 «Счастье тому, кто умер, и умерли его грехи, Беда тому, кто умер, а грехи его остались».

Доказательства и подтверждения, что мусульманину необходимо соблюдать шариат и тарикат вместе неисчислимы в Коране, Сунне и всех четырёх мазхабах великих имамов. В данной статье мы хотим, открыть для читателя страницы истории, от которых нам станет очевидным, что распространители Ислама в Дагестане и в целом России были суфиями, обладателями явных и сокровенных знаний.

Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) в Дагестане

Хвала Всевышнему Аллаху, который послал Мухаммада (мир ему и благословение) пророком всем людям и джиннам и спас их от невежества и от всех плохих качеств. Мир и благословение Пророку (мир ему и благословение), который сказал в прощальной проповеди: «Присутствующие здесь люди, вы доведите услышанное от меня отсутствующим». Мир и благословение его сподвижникам, которые не жалея сил, имущества и жизни исполнили завещание Пророка (мир ему и благословение), а также табиинам (следующее поколение после сподвижников), следовавшим за Пророком (мир ему и благословение) и его сподвижниками.

Всевышний выбрал Мухаммада (мир ему и благословение) последним пророком, а сподвижников – наилучшей опорой для людей. Они были первыми, кто уверовали в Пророка (мир ему и благословение), оправдали его и помогли ему во всём. Распространяя Ислам в разных странах, не жалея отдавали всё ценное и дорогое. Тому свидетельствуют их могилы, находящиеся в Хорасане, Египте, Шаме, Ираке, Йемене, Турции, Индии, в Средней Азии, в том числе и в Дагестане. С этим они приобрели истинный иман, прощение Всевышнего и Рай.

Сподвижники и последовавшие за ними распространяли Ислам с истинными намерениями, исполняя повеление Аллаха и Его Пророка (мир ему и благословение), а не для того, чтобы завоевать чужие земли, как это отмечают некоторые историки, называя их «арабскими завоевателями».

Приведём один пример. Предводитель правоверных халиф Умар ибн Хаттаб правил могущественным исламским государством, которое больше и больше расцветало. Во время его правления была взята огромная империя сасанидов, как предсказал наш Пророк (мир ему и благословение), был дан сильный отпор Византийской империи. В таком положении его еда представляла собой обычный хлеб из ячменя и зайта (оливковое масло), а одевался он скромнее простолюдина. Рассказывали, что когда он отправился принимать ключи от Иерусалима, он был одет в халат, на котором было более 20 латок. Спал иногда под тенью дерева. В книгах пишут, что когда к нему прибыл посол Римского императора, он нашёл его спящим в тени дерева, и не было предела удивлению посла, так как его повелитель не имел такого спокойствия и безопасности. Это правление ничуть не расслабило халифа в богослужении. Именно в это время прибыли в Дагестан первые мусульмане, призывающие к религии Аллаха.

Известный учёный Ислама и историк Ибн Касир в своей 15-томной книге «Аль-Бидаяту ва ан-нихаят» пишет, что проникновение Ислама в дагестанские округа началось во время правления второго праведного халифа Умара бин Хаттаба, в 22-м году по Хиджре, 643-м году по григорианскому календарю (согласно другой версии (риваяту), это произошло во время правления третьего халифа Усмана бин Аффана, в 32-м году по Хиджре (652–553). При этом историки считают более достоверным первый вариант). По приказу халифа Умара сподвижник Пророка (мир ему и благословение), опытный полководец Суракат бин Амр по прозвищу Зуннун двинулся сюда с мусульманским войском со стороны Армении.

Командиром авангарда был Абдурахман бин Рабиа , который также имел прозвище Зуннун. Командиром одного крыла войска был Хузайфа бин Асад, а другого – Бакир бин Абдулла. Заведующим снабжением был брат упомянутого Абдурахмана, Салман бин Рабиа (все они – сподвижники) Пророка (мир ему и благословение). Когда в таком порядке Суракат достиг границ Армении, то между ним и царём Армении Шахрияром начались мирные переговоры, и был составлен мирный договор, который был послан халифу. Суракат оттуда прошёл без боя, двинулся в сторону Дагестана, завладел Дербентом и начал войну с племенами и группами, жившими к северу и к западу от его окраин, в особенности с хазарами, которые, будучи могущественными и владея теми странами, имели большие силы в Баланджаре и его окрестностях.

Между тем от халифа того времени прибыло из Сирии на помощь ещё некоторое количество войска из сирийцев. Командиром этого отряда был сириец Хабиб бин Маслама. И вот здесь главнокомандующий, упомянутый Суракат, умер, и на его место по приказу халифа главнокомандующим был назначен Абдурахман бин Рабиа . По прошествии значительного времени в битве с хазарами около Баланджара Абдурахман пал в бою, там же пали многие мусульмане. Ибн Касир пишет, что когда хазары увидели свет (нур), исходящий от тела Абдуррахмана до небес (поэтому ему дали прозвище Зуннур, что в переводе означает «обладатель света»), они уложили его тело в гроб (табут) и унесли с собой. Когда бывала засуха, эти хазары, а вера у них была иудейская, просили дождя возле его могилы, и Аллах давал им дождь. Это неопровержимый довод для отрицающих тавассул: во-первых, это пишет сам Ибн Касир, а он является знаменитым толкователем Корана, знаток хадисов, факих и историк. Во-вторых, когда Всевышний отвечает на мольбу даже иудеям через посредничество святого, то послушным рабам ответ от Него более достойный.

Далее Ибн Касир рассказывает, что по приказу Саида бин Асса (известный сподвижник Пророка (мир ему и благословение), в это время был наместником Армении и близлежащих округах) главнокомандующим над войском мусульман был назначен Салман бин Рабиа , брат шахида Абдуррахмана. Когда Салман стал главнокомандующим, между мусульманами и хазарами произошли ожесточённые битвы около села Тарки, здесь Салман и с ним многие воины пали за веру. Уцелевшие мусульмане отступили оттуда назад, но взяли с собой тела Салмана и его товарищей и похоронили их на северной окраине Дербента, на известном священном кладбище Кирхляре, да будет к ним милостив Аллах. Рассеявшиеся остатки войск разбрелись оттуда, некоторые мимо Армении вернулись в Сирию, а большинство ушло в Джирджан и Джилан (арабизированные Гиркания и Гилян). В числе последних находились лица, достойные уважения, в том числе Абу Хурайра и Салман аль-Фарис.

Теперь о самом главном: эти оба сподвижника являются из асхабу суффа, а последний (Салман аль-Фарис) является третьим звеном золотой цепочки накшубандийского тариката.

О том, кто такие асхабу суффа, расскажем в следующем номере, а также дадим более подробную информацию о сподвижниках, посетивших Дагестан.

(Продолжение следует…)

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.