Дагестанцы – дважды муфтии в Медине

13 Март 2013
3539

Выходцы из Дагестана, которые в разное время прибыли в Медину внесли заметный вклад в исламскую науку

В центре Ислама в городе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в Медине нам удалось встретиться  с доктором Абдулбасытом, с директором центра исследований и изучения Медины. Сведения этого авторитетного историка Саудовской Аравии, даёт нам возможность взглянуть на действительность научных связей учёных Дагестана и Медины.

Доктор Абдульбасыт Бадр:

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного.

Приветствую вас и всех жителей Дагестана, страны, название которой для жителей Медины наполнено особым смыслом и связано со многими хорошими делами. Дагестанцы в их представлении – весьма достойные люди. К примеру, Абдурахман Ансари, автор сочинения об обитателях этого города, живших здесь, начиная с 12 века Хиджры, называет дагестанские дома обителями науки и этики. Это означает, что выходцы из дагестанских семей были известны как прекрасные учёные, литераторы и поэты. Были среди них и те – мы упомянем их далее – кто стал в Медине сановниками.

В представлении жителей Медины «дагестанец» означает «житель гор, пришедший с высоких мест и отличающийся храбростью, выносливостью и любовью к науке», так как первым, попавшим сюда переселенцам, о которых сохранились письменные свидетельства, были свойственны именно эти качества.

Самое раннее из упоминаний о таких переселенцах, найденное в семейных генеалогических книгах, касается человека по имени Хусейн Дагестани.

Хусейн Дагестани.

 Он приехал в Медину в 1000 (1591) году Хиджры, т.е. 432 года назад.

Поселившись здесь, он получил прозвище «дервиш», которое, как известно, означает «аскет», «богомолец», «отрёкшийся от мирского». Жители Медины полюбили его. Имеются письменные свидетельства, что у него был сын, который впоследующем разбогател и стал одним из тех, кто возглавлял Медину. Владея большим богатством, он основал вакфы, среди которых можно отметить годовые вакфы для жителей Дагестана, в том числе, специальные – для детей и внуков, называвшиеся «зияратом». То есть  определённое имущество хранилось специально для этих семей; его нельзя было ни продать, ни вывести из собственности; а если оно всё же продавалось, то его следовало заменить другим. Зачастую после смерти первого, второго или третьего поколений эти вакфы перенаправлялись на благотворительность. Их средства, в частности, предназначались для нужд мечети Пророка (мир ему и благословение), для бедных, учёных, ищущих знания – в том числе тех, кто приходил в поисках знаний, для поклонения и проживания здесь, из Дагестана.

В книгах можно найти упоминания о тех, кто пришёл сюда раньше других. В их числе – Байрам-афанди Руми, прибывший в Медину в 1060 (1650) году Хиджры.

Байрам-афанди Руми

Абдурахман Ансари, автор сочинения о семьях Медины, пишет о нём, как об одном из лучших учёных, поклонявшихся здесь особенно и обладавшему обширными знаниями. Проведя какое-то время в мечети Пророка (мир ему и благословение), он совершает путешествия в Рум (Малую Азию) и Египет. Видимо, он занимался торговлей, так как являлся обладателем большого богатства и связей с видными деятелями Османской империи. Байрам-афанди прославился не только своим богатством и обширным потомством, но и как основатель солидных вакфов, которые он передал своим детям и вольноотпущенникам. Деньги вакфов он тратил на покупку и освобождение рабов, и другие благие дела.

Ещё одно имя – Абдурахман Мухаммад Дагестани. О нём пишут, что он был достойным учёным и тоже много путешествовал. Это довольно характерно для представителей первого поколения выходцев из Дагестана: поселившись здесь, они совершали путешествия в Турцию, тогдашнюю Османскую империю, но всегда возвращались в Медину и оставались жить в ней до конца своей жизни.

Их дети становились уроженцами Медины, но сохраняли прозвище «дагестанцы».

Этот человек в последующем был назначен имамом султанской крепости – была в то время такая крепость, в которой располагался османский гарнизон. А после него имамами становились и его дети.

Я привожу вам примеры высокообразованных семей, в которых из поколения в поколение передавались по наследству как религиозные, так и научные знания. Их представители всегда занимали высокое положение в обществе и упоминались в сочинениях различных авторов лишь с хороших сторон, а потомки и сегодня живут в Медине, сохраняя прозвище «дагестанцы».

Семья Абдусалам ибн Мухаммадамин ибн Шамсудин Дагестани

Основателем одной из известных семей в Медине был достойный мужчина, который ещё молодым пришёл в Медину в поисках знаний. Звали его Абдусалам ибн Мухаммадамин ибн Шамсудин Дагестани, он прибыл в город Пророка (мир ему и благословение) в 1140 (1727) году, т.е. в 12 веке Хиджры в возрасте 30 лет. Он постоянно находился в мечети Пророка (мир ему и благословение), завершил здесь учёбу, был увлечён копированием книг и сочинительством. Так, например, сохранился переписанный его рукой экземпляр «Сахих» аль-Бухари в двух томах, а также его примечания и комментарии к этому сборнику хадисов. Данная книга считается весьма ценной. В библиографических сборниках за ним числится более 10 объёмных, серьёзных научных сочинений.

В основном это книги по фикху (исламскому праву), но не только. Удивительным является тот факт, что из-под его пера вышли и труды по генеалогии арабов. Таким образом, помимо занятий ханафитским фикхом он изучал арабские племена и династии.

У этого Абдусалама было много детей. Стараясь сделать их учёными, он дал им высокое воспитание в духе любви к науке и религии. Сначала дети обучались дома, у отца, а затем у алимов мечети Пророка (мир ему и благословение). Переходя последовательно от чтения Корана к тафсиру, затем к языкознанию, фикху, иностранным языкам, они превзошли в этих науках других, а со временем и сами стали наставниками и учителями в мечети Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Наиболее известен из них Умар ибн Абдусалам, писатель, автор многих сочинений. Мухаммад Саид Дафтардар писал о нём как об уроженце Медины, так как Умар родился здесь. Он упоминал его среди других мединских учёных как автора нескольких ценных сочинений и даже указал их названия. В их числе – книга под названием «Тухфату дахр ва нафкату захр фи шуара аль-Мадина мин ахлиль аср», в которой изложены биографии более пятидесяти учёных, литераторов, поэтов и писателей того времени. Она считается основным источником по учёным этого периода. Он закончил писать этот труд в  1199 году, состоит из 217 страниц, и сейчас эта книга хранится в Медине в королевской библиотеке. Важно также отметить, что этот Умар был ещё и поэтом, причём, довольно сильным. Я читал его очень красивые «джизью» и «касыду» об этом городе, о некоторых происшествиях, о войнах – из-за чего они начинались, как затихали, и как его жители возвращались к мирному существованию. Эти произведения можно назвать поэтической эпопеей, описывающей жизнь Медины. Поэтому в среде выдающихся горожан Умар Абдусалям считается учёным и поэтом 12 века Хиджры.

О выходцах из этой семьи известно и в Дагестане. Доктор филологических наук Ахмед Муртузалиев в книге «Писатели дагестанского зарубежья» пишет об Умаре ибн Абдусаламе и указывает, что он был выходцем из селения Хунзах.

Абубакр (1179-1239 по хиджре) – другой сын Абдусалама, тоже внёс заметный вклад в науку. Он, как и его брат, начал обучение у отца и завершил его в мечети Пророка (мир ему и благословение), а затем стал одним из шейхов мечети. Позже Османское государство назначило его муфтием ханафитов в Лучезарной Медине.

Он также является автором нескольких сочинений по шариатским наукам: фикху, тафсиру, хадисоведению.

У Абубакра тоже было несколько детей. Из них наиболее яркий след оставил сын, названный в честь деда Абусаламом.

Абусалам, сын Абубакра, сына Абдусалама Дагестани, родился в 1207 (1792) году и был воспитан так же, как его отец и дед. Он прославился тем, что ещё совсем маленьким выучил Коран, а также проявил себя в изучении фикха. Шейхи видели, что он хорошо усвоил науки, и его назначили преподавателем в мечети Пророка (мир ему и благословение). Позднее он стал заведовать выдачей фетв; это произошло уже в эпоху саудитов, конечно, в первую их эпоху. Умер в 1290 году и похоронен  на кладбище «Бакия».

Этот Абдусалам второй имел сына Усмана ибн Абдусалама ибн Абубакра ибн Абдусалама Дагестани. Время жизни этого Усмана пришлось на эпоху, близкую к нашему времени – конец позапрошлого – начало  прошлого веков; он умер где-то 70 или 80 лет назад. Его считали одним из великих шейхов Пресветлой Медины, высоко проявившим себя в нескольких науках – фикхе, тафсире, тавхиде, а также поэзии и прозе. Кроме того, он был мударрисом в мечети Пророка (мир ему и благословение), а в 1294 (1877) г., т.е. приблизительно в начале 14 века Хиджры, и имамом в ней. Он застал и время становления современного саудийского государства, был возвеличен его правителями и назначен муфтием ханафитского мазхаба  в 1303 году, оставаясь им вплоть до 1319 (1901) года Хиджры. Он составил много сочинений, к примеру, двухтомник фетв, комментарии к «Муснаду» имама Ахмада книгу «Сируль харф» и другие. Мухаммад Саид Дафтардар характеризовал его как человека совершенного нрава. Умер он 4 шавваля 1325 (11 ноября 1907).

Абубакр ибн Умар ибн Абубакр ибн Абдусалам.

Внук Абубакра ибн Абдусалама. Изучал фикх и литературу в Сирии, Турции и в Египте. Во время обучения в Каире учредил газету «аль-Хиджаз», а по возвращении в Медину учредил газету «аль-Ракиб» совместно с Ибрагимом Хаттабом. По словам Абдулькудуса аль Ансари он являлся одним из учёных и проповедников в мечети Пророка (мир ему и благословение). Абубакр ибн Умар ибн Абубакр ибн Абдусалям являлся представителем жителей Медины перед королем Абдулазизом. Также был назначен имамом в мечети Пророка (мир ему и благословение) в 1348 (1930) году. Хорошо знал фикх и особенно вопросы распределения наследства и математику.

Он написал комментарии к книге учёного Тибризи, жившего в 12 веке. Умер в 1362 году в возрасте около 70 лет, похоронен на кладбище «Бакия» в Медине.

У Абубакра Дагестани и Абдусалама Дагестани проводились маджлисы культуры. В определённый день недели у них в доме собирались учёные, литераторы и поэты, чтобы поговорить о языке, науке, поэзии. Эти маджлисы были весьма примечательны, на них часто подавалось угощение. Многие видные люди Медины и сегодня придерживаются этого обычая. До недавнего времени такие маджлисы проводились и у дагестанцев.

Абубакр ибн Умар Дагистани – имам мечети Пророка (мир ему и благословение) умер в 1355 году.

Как видим, одна семья дала целую плеяду учёных, имевших такие научные и литературные дарования.

Занимая высокое место среди учёных нашего города, они оставили о себе самые хорошие воспоминания. Здесь до сих пор живут их дети и внуки, среди которых можно встретить университетских профессоров, финансистов, людей, занимающих большие посты. Память Пресветлой Медины хранит блестящие образы дагестанских семей и дагестанских учёных. Я хотел бы особо отметить следующее.

Семьи выходцев из Дагестана оставили след в истории Медины, благодаря присущим им ярким качествам и благородным поступкам. Во-первых, как я уже говорил – это стремление к основанию вакфов. В Медине существовали вакфы дагестанцев, семейные вакфы, которые взаимодействовали друг с другом и оказывали благотворительную помощь, обеспечивали необходимым нуждающихся, в том числе прибывших из Дагестана.

Были созданы также вакфы в пользу мечети Пророка (мир ему и благословение) и бедняков. Это первое из благородных качеств дагестанцев, сохранившихся в памяти жителей Медины.

Печать муфтия

Во-вторыхэто создание дагестанской библиотеки. В семьях выходцев из Дагестана собралось множество книг, как своих, так и других авторов, приобретённых для изучения. Как-то представитель одной из таких семей объединил все книги, находившиеся в собраниях учёных-дагестанцев, и назвал это собрание Дагестанской библиотекой. Он сделал её вакфом, а одного из дагестанцев назначил опекуном. Сегодня она, как пишет один из авторов, находится под опекой сыновей Абдульхамида ибн Мухаммада Дагестани. Это очень ценная библиотека, в ней имеются рукописи и редкие книги, и, надеюсь, иншааллах, что когда-нибудь она станет публичной, открытой для всех. Каждый, кто обращается к ней, получает пользу.

И в-третьих, хочу рассказать о весьма примечательном явлении, связанном с Хаджем. До появления автомобилей, более ста лет назад в Хадж отправлялись, как и сейчас, группами, но на верблюдах, в составе караванов. Эти караваны назвали «ракб», и некоторые видные люди, которые заботились о делах Хаджа: занимались благотворительностью, собирали так называемые «ракбуль-Хадж», т.е. «караваны Хаджа», куда записывали желающих. Примерно также поступают сегодня фирмы, обслуживающие паломников. Эти люди заботились обо всём: нанимали стражу для охраны паломников, обеспечивали их транспортом, давали религиозные наставления, проводили по всем обрядам Хаджа, опекали вплоть до возвращения в Медину. В Медине существовал известный «ракб», который так и назывался – «ракб Дагестан». Этот караван Хаджа организовывала одна из дагестанских семей. Туда записывали, помогали чем могли, и обеспечивали всем необходимым тех, кто в этом нуждался. Конечно, в этом деле принимали участие и другие люди, помогавшие им, оплачивавшие часть расходов. Этот караван был известен хорошим обслуживанием и наставлениями.

У жителей Медины было принято провожать отправляющиеся караваны верблюдов. Вообще у них существовали очень красивые традиции празднования встреч и проводов паломников, в их честь устраивались угощения.

Дагестанский караван был одним из известных караванов, доставляющих паломников в Хадж.

В завершение хочу сказать, что учёные-выходцы из Дагестана, которые в разное время прибыли в Медину и обосновались в ней, их дети и внуки внесли заметный вклад в науку, создав в представлении жителей города Пророка (мир ему и благословение) красивый образ своей Родины.

Хаджимурад Магаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.