Письмо дагестанца из Мекки

13 Февраль 2014
2442

Обращение Умара аль-Хунзахи к жителям Дагестана: общая характеристика и комментированный перевод

В арабском фонде Национального центра рукописей Грузии обнаружено небольшое по масштабу, но чрезвычайно интересное по содержанию сочинение мусульманского учёного-богослова дагестанского происхождения Умара ал-Хунзахи, написанное на арабском языке [1]. Археографическое описание рукописи даёт следующую картину: Лл. 74r-75v; 17,5/11; 14/9; количество строк: 28,30 и 33. Бумага русская, белая. Рукопись реставрирована. Переплёт современный – картонный, обтянутый коричневым коленкором, с корешком из темно-коричневой кожи и белыми плотными листами. Почерк – мелкий дагестанский насх. Чернила чёрные [2, с. 204].

Произведение  представляет собой  образец широко распространённого в мусульманской литературе жанра «насихат» (назидания). В нём рассматриваются наиболее злободневные  для мусульманского мира вопросы, полемика по которым сохраняет свою актуальность и в наши дни. Это некоторые вопросы, связанные с совершением обрядов хаджа, распитием спиртных напитков и условиями заключения развода.

Из контекста сочинения следует, что автор проживал в Мекке рядом с Заповедной территорией, находился в тесном контакте с местными авторитетными богословами, но вместе с тем не терял связь со своей исторической родиной. И возникновение данного сочинения отражает не только его озабоченность и желание устранить некоторые противоречия при совершении хаджа дагестанскими паломниками, Которые  он сам непосредственно наблюдал, но и стремление принять участие в дискуссии по упомянутым вопросам, которые периодически вызывали достаточно интенсивную полемику среди дагестанских учёных-богословов XVII–XIX вв.

Других сочинений Умара ал-Хунзахи в Дагестане на сегодняшний  день не выявлено. А что касается идентификации личности автора исследуемого сочинения, то по сведениям, полученным от доктора Абдулбасыт Бадр, директора центра исследований и изучения Медины, есть основания полагать, что Умар ал-Хунзахи является представителем рода Абдусалама ад-Дагистани, обосновавшегося в Хиджазе ещё в начале XVII в.

По его словам, «наиболее известен из них Умар ибн Абдусалам, писатель, автор многих сочинений. Мухаммад Саид Дафтардар писал о нём как об уроженце Медины, так как Умар родился здесь. Он упоминал его среди других мединских учёных как автора нескольких ценных сочинений и даже указал их названия. В их числе книга «Тухфату дахр ва нафкату захр фи а’йаниль Мадина мин ахлиль аср-

لعصراأھلمنالمدینةأعیانفیلزھرانفحةوالدھرتحفة», в которой изложены биографии более пятидесяти учёных, литераторов, поэтов и писателей того времени. Она считается основным источником по изучению деятельности учёных этого периода. Важно также отметить, что Умар был поэтом, причём довольно сильным. Он сочинил очень красивые касыды о Медине, о некоторых происшествиях, о войнах – из-за чего они начинались, как затихали и как жители города возвращались к мирному существованию. Эти произведения можно назвать поэтической эпопеей, описывающей жизнь Медины. Поэтому в среде выдающихся горожан Умар Абдусалам считается поэтом 12 века по Хиджре» [3].

Возможно, то обстоятельство, что Умар Дагистани здесь упоминается как житель Медины, у кого-то  вызывает определённые сомнения, но, по крайней мере, других дагестанских учёных с таким именем, проживавших в XVIII в. в данном регионе, ни дагестанская, ни арабская историография не упоминает.

Текст сочинения начинается с традиционной для сочинений мусульманских авторов басмалы и хамдалы, после которых в качестве адресатов перечисляются некоторые конкретные общества Нагорного Дагестана. Обращаясь к ним, автор пишет: «О братья мои, мусульмане, последователи «ахлю сунна ва ал-джамаа». Я обращаюсь к вам со словами, которые принесут вам пользу на этом свете и, может быть, спасут вас на том свете в день, когда человек будет отвечать за свои поступки и получит соответствующее воздаяние. [Делаю] это назидание братьям-мусульманам, ведь назидание братьям [мусульманам] является делом необходимым. Так слушайте и примите …» 1.

Затем после повествования о некоторых обрядах при совершении хаджа, о категориях лиц, которым предписано его совершение, Умар ал-Хунзахи приступает непосредственно к описанию проблем, с которыми сталкиваются дагестанские паломники. Причём,  высказывается он достаточно жестко: «… что касается того, как в наше время совершают хадж дагестанские паломники, то это можно назвать напрасными усилиями и тратой имущества, что противоречит нормам шариата». Опираясь на цитаты из сочинений известнейшего мусульманского правоведа ан-Навави, Умар ал-Хунзахи указывает на недопустимость небрежного и халатного отношения при исполнении одного из столпов ислама.

Автор подразделяет дагестанских паломников на три категории. К первой из них у него нет претензий. Среди паломников, совершающих хадж без нарушений, он называет выдающегося дагестанского учёного и общественного деятеля Хаджи Ибрагима ал-Уради и некоторых других известных в то время дагестанцев.

Ко второй категории паломников в сочинении отнесены те, кто «усердствуют в [исполнении] своих обязанностей и частично своих обязательств перед другими». О них автор пишет не очень много.

Наибольшие претензии у него к третьей категории, которых он характеризует следующим образом: «Они кружатся по базарам в поисках того, кто бы совершил хадж за два абаса2 или же просят у кого-нибудь (деньги). И после они приходят в мой дом, и толпятся перед воротами, перекрывая вход, это могут подтвердить некоторые паломники. Они берут у меня деньги и уходят. После этого они подходят и к другим людям, у которых они ещё не брали денег, и просят у них также. Таким образом, они играют подобно маленьким детям».

Что касается вопроса о распитии спиртных напитков, то здесь Умар ал-Хунзахи придерживается твёрдой позиции о недозволенности любого напитка, одурманивающего разум. Своё отношение к этому вопросу он выражает в следующем призыве к своим землякам: «И вы, народ Дагестана возводите на  Мусалава3 и Дамадана4 клевету, утверждая, что и тот, и этот позволял себе выпить (спиртное). А в действительности те, кто приписывают подобным людям это действие, являются лжецами и порочат честь этих совершенных ученых. А если даже и допустить, что такое действие было ими совершено, то они ошибались в этом».

В вопросе о правилах совершения развода автор призывает не следовать учению Ал-Ямани5: «… и решение, которое выносят некоторые учёные, следуя за Ал-Ямани, следует считать неверным. Сам Ал-Ямани не является ни одним из четырёх имамов, и он даже не из «ахлю сунна ва Ал-джамаа». А кто последует за ним, тот будет воскрешен вместе с ним».

Заканчивается сочинение следующими словами: «Это назидание было отправлено в Дагестан Умаром ал-Хунзахи, который живёт рядом с заповедным домом Аллаха»6. С ним были согласны учёные Мекки. Это Абубакр ал-Михдари, Али ибн Абдаллах ал-Ямани и шейх Мухаммад Са’ид7. Да смилуется Аллах над всеми нами. Переписано оно грешным рабом Казанбием, сыном выдающегося учёного Мухаммада, сына Исы ал-Унти8, когда тот был мутаалимом в упомянутом  селении (Унти). 1296 г.х. – 1879 г.». Дата переписки исследуемого сочинения говорит об определённой его популярности, несмотря на то, что на данный момент известен лишь один его список и о личности  автора крайне мало сведений.

Перевод:

С именем Аллаха милостивого и милосердного. Хвала Аллаху,

сделавшему свет Мухаммада основой для всего сотворённого (мадат ли кули мавджудат), в числе которых Трон (Арш)9, Престол10 (Курс), Скрижали (Лавх)11, Перо (Калам), ангелы, пророки и все праведники.

И заложил в основу ислама пять столпов, и разъяснил их посредством пророческой миссии господина всех творений и лучшего из посланников, который был ниспослан к лучшей умме (община) из всех как милость для неё, и как заступник в Судный День за грешников из своей общины в тот День, когда их глаза расширятся от страха, и не  будут они властны над ними (органами тела) из-за ужасов,  которые они увидят.

И да пребудет мир и благословение Всевышнего над Мухаммадом, которого поприветствовала ящерица в пустыне и перед которым древо пало ниц. И по его приказу луна в небе раскололась в знак безграничного почтения к нему, давая нам знать о великом нашем заступнике. И да пребудет также благословение Аллаха над родом Пророка и сподвижниками, которые  совершили хиджру, для того чтобы поддержать его и помогли ему, когда он сам совершил хиджру. Они стали путеводными звёздами,  указывающими верный путь, и проклятием для тех, кто воспротивился истине. И да пребудет мир и благословение также над теми, кто последовал за ними, и так до Судного Дня.

И далее:

О джамааты обществ Каралал,  Гидатль, Тлебелал, Багулал,  Тиндалал, Чамалал и Хьалалал12 и те, кто за ними. Особенно учёные и благородные мужи, все те, кто внемлет истине и следуют правильному пути. О братья мои, мусульмане, последователи «ахлю сунна ва ал-джамаа», я обращаюсь к вам со словами, которые принесут вам пользу на этом свете и может быть, спасут вас на том свете, в день, когда человек будет отвечать за свои поступки и получит соответствующее  воздаяние. [Делаю] это назидание братьям мусульманам, ведь назидание братьям является делом необходимым. Так слушайте и примите, в таком случае, мои слова. Может быть, мои слова защитят вас от гнева  Всевышнего Аллаха.

Во-первых, это касается того, на кого и каким образом по шариату возлагается совершение хаджа, каковы формы его исполнения. Затем следует разъяснение того, как в целом шариат относится к распитию опьяняющих напитков и всё, что вытекает из этого.

Так знайте, о последователи «ахлю сунна ва ал-джамаа», что возлагается хадж на того, кто в состоянии его совершить физически и материально или же только материально. А также в том случае, если имеется доверенный человек, готовый добровольно совершить паломничество за другого,  при наличии определённых условий, о которых мы поговорим позже.

В первом случае – это свободный, совершеннолетний, дееспособный человек, который в состоянии самостоятельно отправиться в хадж и совершить его обряды без особых трудностей, то есть это должен быть человек, не страдающий физическими недугами, болезнями.

Следующим условием является наличие материальных средств для затрат на дорогу к святым местам и обратно домой. Все эти средства  должны превышать расходы на того, кто находится на его иждивении.

Кроме того, дорога должна быть безопасной, не представляющей угрозы жизни, здоровью или имуществу, необходимому для дорожных расходов. Кроме того, тот человек, которому уже предписан хадж, обязан продать всё то,   что на данный момент ему не нужно,   а может понадобиться ему лишь в будущем.

Таким образом, ему следует продать свои поля,  торговое имущество и весь свой скот. К примеру, если у мусульманина есть дорогостоящий дом и нет у него другого имущества для продажи, то он обязан продать такой дом в том случае, если выручка от продажи может покрыть расход на совершение хаджа и покупку более дешевого и подходящего жилья. Таким образом   следует поступать и с другим  имуществом. А если жилище не является таковым, то его не обязательно продавать, так как человек всегда нуждается в жилье. За подобную  категорию лиц никто другой не имеет права совершать хадж.

Вторая категория – это физически немощные,  прикованные к постели люди. Таким следует безотлагательно отправить вместо себя  кого-либо для совершения хаджа. При этом не обязательно, чтобы у него был материальный достаток, которого хватило бы ему на длительное   время. Другими словами, человек с физическими недугами, материальное положение которого позволяет нанять доверенного человека для совершения за него хаджа, обязан это сделать.

В третью категорию входят те, которым кто-нибудь другой, будь то сын или отец, или даже чужой, предлагает добровольно совершить хадж за свой счет. Таким образом, если имеется доброволец в последнем случае или человек располагает средствами для найма доверенного лица во втором случае, или же все вышеупомянутые условия выполняются в случае с первой категорией, то для них совершение хаджа является обязательным по шариату. Если кто-либо из таковых лиц умрет, так и не совершив хадж, считается, что он умер, ослушавшись Аллаха. При этом наследник или опекун (васий), или правитель (хаким) будут обязаны поспособствовать тому, чтобы за покойного  был совершён хадж. До этих пор никто из них не имеет права никоим образом распоряжаться имуществом покойного. Также недостаточно того, чтобы выделить часть из наследуемого имущества на совершение хаджа или просто передать его в руки тому, кто собирается сделать это (совершить хадж) за покойного. А необходимо в точности удостовериться в его совершении тем, кто взял на себя такое обязательство. Ведь причина того, что на имущество покойного наложен арест, – это наказ Всевышнего Аллаха, и душа его продолжает пребывать в заточении (махбуса) и ограждается от положенного  ей достойного места до тех пор, пока все обязанности перед своим Создателем или людьми остаются невыполненными.

А если вдруг наследник или опекун всё-таки решатся распорядиться имуществом в любой форме, будь то продажа, аренда, раздел или исполнение завещания, не выполнив все эти обязательства, то к ним будут обращены следующие слова Всевышнего Аллаха (смысл): «Завещание нужно исполнять и его нельзя изменить, если оно справедливо. Кто, прослушав завещание, потом изменит его, тот возьмёт большой грех на душу и будет сильно наказан за это. Завещатель в этом не виноват. Ведь Аллах - Слышащий, Знающий, Всеведущий!» (сура «аль-Бакара, аят 181)

Кроме всего прочего, человек, который собирается совершить паломничество за другого, должен быть свободным, совершеннолетним, дееспособным и отличаться благочестием. Иначе поручение совершить данный обряд тому, кто не отвечает подобным требованиям, считается недействительным, даже если он намеревается совершить хадж при свидетелях. Так как намерение – это действие, совершаемое сердцем, и мы никак не можем знать, что там скрыто. Ещё необходимым условием является также то, чтобы этот человек уже совершил за себя обряд хаджа. Кроме того,  стороны, заключающие договор (о совершении хаджа), должны знать все необходимые условия хаджа, а также наиболее известные желательные обряды (сунан) хаджа, иначе договор также будет недействителен.

Однако совершение хаджа [некоторыми]дагестанскими паломниками   можно назвать напрасными усилиями и тратой имущества, что противоречит  нормам шариата. Ведь сам имам ан-Навави завещал, что «каждому, кто намеревается совершить хадж в первый раз, необходимо иметь в товарищах учёного, сведущего в обрядах хаджа и не опираться на советы простых мекканцев. В противном случае вы вернетесь домой, так и не совершив [полноценного] хаджа»13.

Подобное положение было во времена ан-Навави, в эпоху, освещённую знаниями и благочестием. Как же быть в наше сложное и несправедливое, мрачное время, когда ущемляются права людей? И те, кто отдаёт своё имущество в руки подобным людям, совершают больший грех, чем те, которые берут у них. И не спасётся он в день стояния перед Всевластным Владыкой, так как сам допустил преступную халатность по отношению к своему имуществу и хаджу. И соответственно, с него будет за это спрос в «… тот День, когда человек вспомнит все свои деяния: благочестивые или нечестивые. И геенна будет ясно показана всем,  кто видит, – вот оно воздаяние» (Сура «АН-НАЗИ'АТ», аяты 35-36)

В целом существует три категории паломников из Дагестана.

Первая категория – это те, кто «проявляют усердие по отношению как к своим, так и к чужим обязанностям. И приступают к совершению чего-либо со всей основательностью и ответственностью. В их числе Хаджжи Ибрахим ал-Уради, Хаджи Мухаммад ал-Алахи, Гелачил Хажияв ат-Тлебели и такие встречаются редко».

Ко второй категории относятся те, кто проявляют усердие в исполнении своих обязанностей и частично своих обязательств перед другими. Особенно, если он опасается, что хозяин имущества по возвращению домой может выразить претензии. К ним относятся Юсуф ал-Анди и большинство паломников.

Однако есть третья категория, которая не проявляет усердия ни  в исполнении своих обязанностей, ни в обязательствах перед другими.

Они кружатся по базарам, ходят за нами14 по пятам в поисках того, кто бы совершил хадж за два абаса15 или же просят у кого-нибудь [деньги]. И после этого они приходят в мой дом и толпятся перед воротами, перекрывая вход, это могут подтвердить некоторые паломники. Они берут у меня деньги и уходят. После этого они подходят и к другим людям, у которых они ещё не брали денег, и просят у них также. И таким образом, они играются, словно маленькие дети.

После возвращения с долины Арафат16, они начинают спорить, ругаться и даже проклинают друг друга. Мекканцы говорят: «Вы, дагестанцы, портите свой хадж и напрасно тратите чужое имущество под предлогом совершения хаджа». Вы ведёте себя так, как будто вы жители Заповедной территории, кроме Мухаммад Саида, который является нашим шейхом». Разве это не является издевательством над религией Аллаха и растратой (букв. «поеданием») чужого имущества  под предлогом совершения хаджа.

И когда я или мои учителя делают им назидание, то это вызывает у них недовольство. Однако учёные, говоря о делах мирских, предупреждают, что если кто-нибудь увидит недостаток в чем-либо, то он обязан сообщить об этом. А как же быть в случае, когда речь идет о делах Ахирата, в особенности относительно одного из столпов ислама, воздаянием за который будет рай.

И об этих упомянутых выше недостатках необходимо говорить.

Я ясно охарактеризовал вам положение всех трёх категорий, чтобы вы поняли некоторые обстоятельства, связанные с паломниками. Однако, если я хотел бы показать полную картину их положения, то вряд ли перо способно это написать, а язык описать. Ведь дело в действительности обстоит намного хуже.

Мы разъяснили вам, чем отличается истинное от ложного, и в дальнейшем  вините только себя. И нет вам после этой проповеди и назидания оправдания перед Всевышним Аллахом в день, когда будут запечатаны уста и «заговорят» органы»*, в противном случае «те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, куда они вернутся». И доводом к тому, что совершение хаджа является обязательным столпом ислама, является слово Всевышнего Аллаха: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» [5; 3:95].

Что касается решения по вопросу о распитии опьяняющих напитков. Оно является запретным, согласно тексту хадиса, который звучит так: «всякое, что опьяняет, является вином, а любое вино является запретным». Отсюда следует, что любой опьяняющий напиток является также запретным. Его распитие запрещено. Человек, занимающийся  этим, пренебрегает заповедями религии.

Имам аш-Шафии относит спиртное к нечистотам, сравнивая его с человеческими испражнениями. Хадисов о запрете спиртного много.

До сих пор речь шла о распитии простыми людьми, а что касается учёных, то даже маленький грех для них становится большим, как это следует из книг по «тавхиду» (догматика), так как они являются примером для остальных. Передается следующий хадис: «Тот, кто показал плохой пример, получает наказание за это и за тех, кто последовал его примеру до Судного Дня. При этом те, кто последовал за ним, также получают наказание».

И вы, народ Дагестана, возводите на Мусалава и Дамадана клевету, утверждая, что и тот, и этот позволял себе выпить (спиртное). А в действительности те, кто приписывают подобным людям это действие, являются лжецами, и задевают честь этих совершенных учёных.

А если такое действие было ими совершено, то они допустили ошибку в этом. Но ведь они не являются непогрешимыми (т.е. пророками) и даже не имамами-муджтахидами, а всего-навсего они являются последователями мазхабов тех имамов. А если последователь (мукаллид) ошибся в своих умозаключениях и вынес решение,  противоречащее решению своего имама, то нам нельзя следовать за его словом.

Таким образом, если кто совершит большой грех или же упорствует в совершении малого греха, то по шариату он теряет всякое почтение. И он лишается также какого-либо права на опекунство17 (тавлия), если только он искренне не покается. После этого к нему сразу же возвращается это право, но его свидетельство принимается только после испытательного срока продолжительностью в один год (истибра).

Если же человек, лишившийся права опекунства, заключит брачный договор (акд ан-никах), то он считается недействительным, как это следует понимать из достоверного хадиса и слов имама аш-Шафии. Совершённое в таком браке половое сношение следует считать сомнительным (шубха – полулегальное). Ребёнок, рождённый в таком браке, считается законным, однако лишается права на наследство (ирс), т. к. одним из условий на право наследования является законность брачной сделки. Аллах ведает больше.

О народ Дагестана! Я боюсь, что сам могу оказаться в числе тех, о ком Всевышний Аллах говорит: «Скажи, не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо?» [5;18:103].

Клянусь именем Великого Аллаха, что я вложил в свои слова только достоверные решения из мазхаба имама аш-Шафии. Кто желает узнать больше, тот пусть обратится к книгам по фикху.

Также до нас дошло, что некоторые учёные в ваших краях не считают развод полным, даже если мужчина даст все три талака18. Однако ни один из известных четырёх имамов не придерживается этого мнения. А если кто противоречит всем четырём имамам, то окажется на  неверном пути и «…Что [может быть] помимо истины, если не заблуждение? Сколь [глубоко] вы заблуждаетесь!» (сура «Юнус, аят 32)В начале мазхабов (правовых школ) было много, однако с течением времени многие из них исчезли и до нас дошли по достоверной цепочке (мутаватира) всего лишь четыре. И решение, которое выносят некоторые учёные, следуя за ал-Ямани, следует считать неверным. Сам ал-Ямани не является ни одним из четырёх имамов, и он даже не из «ахлю сунна ва ал-джамаа». А кто последует за ним, то будет воскрешен вместе с ним.

Также до нас дошло, что некоторые паломники приписывают мне то, чего я не совершал. Пусть наговаривают, ведь оклеветали же люди достойнейшего из созданий Всевышнего. Я же не достигаю даже до уровня его сандалий. Я делаю им назидание и призываю совершать благое, которого они не ведали. И предостерегаю их от зла, которое ими совершалось.

В частности, напрасная трата чужого имущества под предлогом совершения хаджа. Если они посмеют сказать что-нибудь против этого, то окажутся в числе тех, о которых сказано Всевышним Аллахом: «Воистину тем, которые не веруют, сбивают других с пути Аллаха, не пускают их в Заповедную мечеть, которую Мы воздвигли для всех людей, независимо от того, проживают они в ней или кочуют, а также тем, кто желает там уклониться от истины по несправедливости, Мы дадим вкусить мучительные страдания» [5; 22:25].

И мы оказались в рядах проповедников в это смутное время. Однако я чист от их наговоров, и воистину они лгут. Все мы принадлежим Аллаху и к нему возвращаемся. Да наставит Аллах всех нас на путь истинный.

Это назидание было отправлено в Дагестан Умаром аль-Хунзахи, который живёт рядом с Домом Аллаха19. С ним были согласны учёные Мекки. Это Абубакр ал-Михдари, Али ибн Абдаллах ал-Ямани, шейх Мухаммад Саид и Умар. Да смилуется Аллах над всеми нами. Переписано оно грешным рабом Казанбием у выдающегося учёного Мухаммада, сына Исы ал Унти, когда тот был мутаалимом у него. 1296 г. х. – 1879 г.

Литература

1. Национальный центр рукописей Грузии. Ar. L. 463. Тбилиси. – C.

69–71.

2. Каталог арабских рукописей института рукописей им. К.С. Кекелидзе. – Тбилиси, 2002.

3. Муфтии-дагестанцы в Медине // http://www.islamdag.ru/istoriya/-

10143.

4. Назир ад-Дургели «Услада умов в биографиях дагестанских ученых». Отв. редактор Шихсаидов А.Р. – М., 2012.

Сноски:

1 Здесь и далее перевод Шехмагомедова М.Г. и Абдулмажидова Р.С.

2 Здесь речь идёт о такой форме хаджа, довольно распространённой в XIX в., когда в связи со сложностью совершения хаджа отдавались деньги паломнику, совершающему  хадж, чтобы тот совершил за них хадж или же нашёл в Мекке кого-либо, кто за определённую плату совершил бы за них некоторые ритуалы хаджа. И, по всей видимости, некоторые паломники, растратив переданную им сумму, пытались найти кого-нибудь для выполнения обрядов за более низкую плату или же,  бесплатно.

3 Под этим именем подразумевается Мухаммад ал-Кудуки, один из крупнейших

дагестанских учёных и богословов.

4 Дамадан ал-Мухи (Мегебский), известный дагестанский учёный-богослов, живший в конце XVII – начале XVIII в. Автор трудов по медицине.

5 Здесь речь идет о Салихе ал-Ямани, у которого обучался Мухаммад ал-Кудуки.

6 Т. е. на Заповедной территории Мекки, рядом с мечетью ал-Харам.

7 Надобно полагать, здесь речь идёт об упоминаемом в библиографическом сочинении Назира ад-Дургели шейхе Саиде ал-Макки, авторе сочинения «ал-

Фатава», с которым встречался в Мекке известный дагестанский учёный Хаджи Ибрагим ал-Уради. См. Назир ад-Дургели «Услада умов в биографиях дагестанских ученых» / отв. ред. Шихсаидов А.Р. – М., 2012. – С. 63.

8 Унти – ныне селение в Гунибском райне РД. У Назира ад-Дургели есть упоминание о дагестанском учёном Мухаммаде, сыне Исы ал-Унти ал-Авари. См. Назир ад-Дургели. Указ.соч. – С. 70.

10 11Защищённой скрижалью  (Левх аль-Махфуз) называют духовную скрижаль, олицетворяющую  божественное знание, на которой записано божественное предопределение для всего сущего, которое сотворено Аллахом [6, с. 417].

12 Союзы сельских общин в Нагорном Дагестане. Каралал – ныне в Чародинском районе РД; Гидатль – ныне в Шамильском районе РД; Тлебелал – ныне в Тляратинском районе РД; Багулал, Тиндалал и Чамалал – ныне в Цумадинском районе РД; Хьалалал – вероятнее всего, это общество Карата в Нагорном Дагестане. Ныне в Ахвахском районе РД.

13 Это цитата из сочинения «Манасик ал-хаддж ва ал-умра» ан-Навави, посвящённого вопросам совершения хаджа.

14 Жителями Мекки.

15 Персидская серебряная монета, получившая свое название от имени шаха Абаса.

16 Местность, в которой паломники во время хаджа остаются 9 числа месяца зульхиджа.

* Здесь подразумевается то, что по исламу в Судный День органы тела будут рассказывать о совершённых ими деяниях.

17 Т. е. право выдать замуж тех, которые находятся у него на попечении.

18 Для окончательного развода, по (заблудшему) мнению некоторой части мусульманских учёных, в том числе и Салиха ал-Ямани, недостаточно единовременного троекратного произнесения формулы, а необходимо совершить это три раза в разный  промежуток времени.

19 Здесь подразумевается Масджид аль-Харам – Заповедная мечеть, расположенная в Мекке, в которой находится Кааба. Согласно исламским канонам, вознаграждение за совершенный в ней намаз равно вознаграждению за сто тысяч намазов, совершённых в других мечетях.

Р.С. Абдулмажидов, М.Г. Шехмагомедов

Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН; [email protected], [email protected]

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2013. № 1

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.