Путь на Кадисию. Часть 3

16 Декабрь 2015
1151

Падение Сасанидской империи

В ходе подготовки к решающей схватке с персами в Кадисии высшее мусульманское руководство начало мобилизацию всех имеющихся человеческих и материальных ресурсов к этой битве. Халиф Умар (да будет доволен им Аллах), понимая всю значимость и весомость предстоящей битвы, лично хотел принять участие в ней. Однако совет мусульман (шура) настоял на том, что халифу не следует покидать пределы Медины, поскольку возможная гибель Умара (да будет доволен им Аллах) на полях сражения может нанести болезненный удар по исламской общине и внести в нее раскол. Командующим над всем иракским фронтом был назначен известный сподвижник Пророка Са'д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах). Дав ему последние указания перед отправкой в Ирак, халиф Умар (да будет доволен им Аллах) напутствовал строго придерживаться пути Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Общая численность мусульманской армии не превышала 30 тысяч человек.

Тем временем по ту сторону баррикад тоже начались подготовительные действия к битве с мусульманами. Император Яздаджирд был поражен дерзостью арабов, бросивших вызов его империи, и незамедлительно бросил в бой 120-тысячную армию персов, возглавляемую признанным военачальником тех времен Рустумом. Однако еще до начала активной военной фазы при Кадисии, в резиденции Яздаджирда в Мадаине были проведены переговоры. Мусульманская делегация состояла из 7 авторитетных человек. Император Персии, не желая откладывать в долгий ящик предметный разговор, тут же спросил у переговорщиков о цели продвижения мусульманской армии к границам его империи, при этом достаточно надменно добавил: «Не наша ли отвлеченность от вас побудила вас быть столь дерзкими с нами?» От лица всей делегации слово взял Ну'ман ибн Мукаррин (да будет доволен им Аллах). В своем выступлении он отметил, что Всевышний Аллах, послав им Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), обратил к ним взор своей милости и даровал  благополучие в обоих мирах. Ну'ман (да будет доволен им Аллах), давая непосредственную оценку освободительным войнам мусульманской армии, разъяснил императору, что исламская религия имеет не локальный, а общемировой характер. «Эта религия стимулирует к совершению благого и отказу от непристойного», - добавил он. В заключение своего выступления Ну'ман (да будет доволен им Аллах) поставил императора перед выбором: принятие Ислама во избежание кровопролития и сохранения своей государственности, либо выплата подушной подати (джизья), дающая возможность придерживаться своей религии и находиться под защитой мусульман, либо война со всеми вытекающими из этого последствиями.

Яздаджирд, в силу своей надменности, такую риторику мусульманской делегации посчитал для себя неоправданно унизительной. Не взяв во внимание ультимативный характер обращения Ну'мана (да будет доволен им Аллах), император пошел другим путем. Он вначале напомнил арабам, что они (до вступления в Ислам) находились в презрительном во всех отношениях положении. А затем самоуверенно заявил, что они при любых раскладах не смогут противостоять его империи. Но чтобы как-то смягчить вошедшие в тупик переговоры Яздаджирд предпринял попытку подкупить их некоторыми привилегиями и возможностями. Но Кайс ибн Зурара (да будет доволен им Аллах), выступивший вслед за императором вновь заговорил об ультиматуме. Тогда Яздаджирд, придя в неудержимую ярость и не желая продолжать безуспешную в его понимании беседу, ответил полным отказом на предложения мусульман.

Однако эти переговоры только на первый взгляд могут показаться безрезультатными. В действительности же встреча на верхах в Мадаине показала, насколько глубока и крепка вера первых мусульман. Эта вера позволяла не обращать внимания на силу и мощь противника, лишь бы в этом было довольство Всевышнего. Эта вера привела мусульман в Кадисию, где произошло одно из самых знаменательных сражений в истории Ислама…

Продолжение следует…

Абу Абдуллах, Мурад

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.